Необычная история

31 389 подписчиков

Свежие комментарии

О Воззрениях историков на вопрос национальной принадлежности Аттилы - гунна.

О Воззрениях историков на вопрос национальной принадлежности Аттилы - гунна.

 

Существует разноголосица мнений относительно этнического состава гуннской орды:

1. Некоторые ученые считали их монголами (Паллас, Бергман, Баер, Нойман, Ховорт);

О Воззрениях историков на вопрос национальной принадлежности  Аттилы - гунна.

2. другие – уграми (Ст.-Мартин, Клапрот, П.П. Семенов);

О Воззрениях историков на вопрос национальной принадлежности  Аттилы - гунна.

3. еще одна группа – славянами (Забелин, Иловайский, Флоринский);

О Воззрениях историков на вопрос национальной принадлежности  Аттилы - гунна.

4. и некоторые – тюрками (Куник, Вамбери, Радлов, Аристов).

О Воззрениях историков на вопрос национальной принадлежности  Аттилы - гунна.

5. Более или менее общепринятым считается мнение, по которому орда гуннов тюркского происхождения; к ней, однако, присоединились также угры и монголы, а на последних этапах ее движения она включала также некоторые иранские и славянские племена.

__________

Представители каждой из этих групп делали своё обоснование своих представлений. Но верны ли их обоснования? Сам Вернадский, судя по содержанию глав о гуннах в книге "Древняя Русь" считает происхождение орды гуннов тюркским. Мнение о происхождении Аттилы, выраженное перечисленными учёными, так же остаётся неоднозначным.

По мнению Г.В. Вернадского Аттила - тюрок.

По мнению Д.И. Иловайского - гунны являются славянами и Аттила князь славянский.

"...Когда Готы переселились из Дации на Балтийское море,

северными странами владели Руссы ([219]).

(Hervarar-Saga.

О Воззрениях историков на вопрос национальной принадлежности  Аттилы - гунна.

Петер Николай Арбо. «Смерть Хервёр»

AM 544 4 p4.jpg

Сар. I: «По старым книгам, Jotnaheim (Jaettehem, Gateheim, Godheim)

О Воззрениях историков на вопрос национальной принадлежности  Аттилы - гунна.

к северу назывался Gandwik или Granwik (горная страна? — вопрос автора), а к югу Lundzland (луговая? — вопрос автора). Перед приходом Tirkiar ос Asiae menn (т. е.Готов),на север, жили в северных странах

О Воззрениях историков на вопрос национальной принадлежности  Аттилы - гунна.

Руссы(Risar, Berg-Risar, Bergbuar — Хорваты, Горичане), а в южных польные, войсковые Руссы (Half-Risar, но должно читать: Hals-Risar, Helf-Risar, Help-Risar или Haeld-Risar). И было тогда большое смешение народов, Руссы начали брать жен в Mannaheimum, и выдавать туда своих дочерей.»

Флоты Яромира и Изимира ((Jarmar и Ismar)

Они известны всего по кратким полуэпическим фразам.
Но для истории России и соседних стран - фразам достаточно значимым.

Этот сюжет в отечественной истории официозная наука (особо её пропагандисты) крайне не любит. Хотя добротные историки уровня Г.В.Вернадского, Б.А.Рыбакова и ряда других мимо исторической реальности, в каких бы одеждах она нам не являлась, никогда не проходили и не проходят.


Edda: «Paer Aesirnir toko saer quenfaung par innan lanz, oc urpo paer aettir fiolmennar.» — т. е. «Эти Азы (Asathiod, Godihiod) брали себе; жен у туземцев, и таким образом. многочисленно расплодились».
Название Pycc(Rise, Rese, Hrese, Risar, Risur, Reus, Risius, Ross — конь, конник; Hross (gross — великий; Rus, Rittare, Reusser, Reuter, и наконец Ritter — всадник, рыцарь(!)), по своему коренному значению великий, знаменитый(знаменованный), знатный, богатырь, витязь,принято в области квид и саг за сказочное чудище: gigas, athleta; и не смотря на то, что «terra, quam incolebant hi Gigante, veteres hisloriae Risaland (Rizland, Risialand, Russialand, nuncupant» (Ihre), Истopia довольствуется только Рюриковской Русью. По Саксону Грамматику эти атлеты назывались также Вильцами(Wilze).

По народным преданиям, древняя Великая Русь ([220])

Vilkina land, Великая Русь, или Великая Сербия, Русь Северская; по так называемому Баварскому Географу Zerivar; по другому списку Zerivani, "великое царство (Русь), откуда как уверают происходят и пришли народы Славянские". В имени Сербов, по Греч. пис. Кимвров, по Лат. Цимбров, по Гальск. Самбров, (по Нест. Севера), Савиров, Северян, должно искать переводный смысл Нордманов в Северской Руси; по переводу Готов Дации: Nord-Rige, Nordmänner; откуда Лат. Noricum - название Сербии Альпийской; Noricia - назв. Cербии Гальской, и Noricìa - Сербии Скандинавской.

ВЕЛИКАЯ (СЕВЕРСКАЯ) РУСЬ

(Vilkina land, тоже что Vilzenland — ВелькаРусь. Слово Landобычно заменяет Rige, Reich — Русь.Vilkina kong значит Великий князь,точно также как Fylkis Cuneg. Vilkinamenn — Великоруссы.
NB. В древнем языке: «велищыи,берется иногда за существительное вместо цари.Матф. 20, 25: «велицыиобладают ими. «См. Церк. Слов. П. Алексеева. В том же значении и название Вильцыт. е. велиции,вместо Великоруссы.)

обнимала первоначально всю Скандинавию,

О Воззрениях историков на вопрос национальной принадлежности  Аттилы - гунна.

Солнечная повозка (дат. Solvognen) — миниатюрное скульптурное изображение эпохи бронзового века(XVIII—XVII вв. до н. э.): повозка с позолоченным солнечным диском (скандинавской богиней солнцаСоль)

все острова Балтийскаго моря, полуостров Сербский (Chersonesus Cimbrica), и Вендскую землю

О Воззрениях историков на вопрос национальной принадлежности  Аттилы - гунна.

(Vinland, Vandalorum terra) между Эльбой и Вислой ([221]).

О Воззрениях историков на вопрос национальной принадлежности  Аттилы - гунна.

(По Vilkina-Saga: Vilkinaland, т. е. древняя Великая Русь, обнимала Sweathiod (Швецию), Готландию, Sriaveldi, Skaney, Sialand, Jutland и Vinland.)

В то же время известна уже была и Русь Холмоградская ([222]),

(Ulmegard, Holmgard — Холмоград, или Ulme-Rugia — Холмская Русь.)

О Воззрениях историков на вопрос национальной принадлежности  Аттилы - гунна.

в последствии Белая, и Русь Кыянская или Kиевская, распространявшаяся на всю Волынь и Украину до Дона и далее.

Первенство Kиевских Князей обозначается уже возстанием всей Руси, в 3-м веке по р. х., на Готов Дациян ([223]).

(См. Ист. Дании Саксона, Meypcия и пр. во время Frotho III.)

О Воззрениях историков на вопрос национальной принадлежности  Аттилы - гунна.

Под предводительством Кыянскаго Князя Гано было 170 Русских князей. В V-м веке тоже первенство: вся Русь поднимается сначала под предводительством Кыянскаго князя Болемира, потом довершает победы под предводительством Аттилы.

О Воззрениях историков на вопрос национальной принадлежности  Аттилы - гунна.

Должно однако же заметить, что имя Квенов, Гуннов, или Кыян, заменяет общее название Русь, не по одному первенству; но и потому, что слово Русь, для иноземцев, казалось неопределенным; ибо в Славянском миpе оно означало и царство и царскую дружину, было и частным и общим прозвищем войсковаго сословия. Не проникая в смысл, не зная подразделений и не понимая различнаго произношения по наречиям, чуждое Русскому миру понятие терялось в этом названии, точно также, как и в названии Славяне, которое было и общим всем племенам, по верованию, и частным по родоначалию ([224]).

(Ныне в общем названии Славян, племенное название Словене, Словаки. В общем названии Русь, Руссы, Росcиане, Русичи, Рошане, Русины, было и родовое или племенное от родоначалия Рашо, Расо)

Историки хотя неопределенно, но по преимуществу называли Русинами (Ruthenos) прибалтийских Руссов, а Гуннами, по великокняжению Кыянскому, Руссов южных. Царство Гуннских князей, reges Hunnorum, известно было с первых веков и под общим названием Russia, заключая в себе кроме Нunaland или Великокняжения Kиeвскaгo, и другия княжества. ..."

Мнения этих историков России о Гуннах основывались на информации от двух дреыних историков. Историка готов Иордана, жившего в 6 веке и датского историка 12 века Саксона Грамматика. Источником информации об Аттиле были древние Скандинавские саги и рассказ о встрече с Аттилой секретаря имперского посольства к Аттиле Приска Панийского.

Александр Фомич Вельтман подробно исслндовал вопрос этнической принадлежности Аттилы в своей книге "Аттила и Русь IV и V века"

"...Аттила принадлежал к отрасли Велико-Русских князей. По Villc. S. отец его владел Фризией, коей жители были Vaeringar (Фрязи, Варязи). Собственное имя Атилло(Attilla) относится к форме Влошской. Соответственные ему Литовския имена: Ягло, Ягелло, Свидригайло, Гедвилло, Вителло, Скиргелло.

О Воззрениях историков на вопрос национальной принадлежности  Аттилы - гунна.

Тоже самое должно сказать и об его отчестве; по Приску Μουνδιουχος - Мундиух, Мундио; по Иорнанду Mundzucco или вернее Manzuchius (Код. Парижс. 1809 г.) Соответственное имени Мундиух, Литовское Миндовг,сближающееся с Сербо-Лужицким Милодух ([242]).

(242 - См. Ранча. Ист. Слав. нар.)

О Воззрениях историков на вопрос национальной принадлежности  Аттилы - гунна.

Лужицкий языковой ареал в VIII—XXI веках

По Иорнанду Mundo, Mundio, по Прокопию Μούνδος, служивший при Дворе Имп. Иустиниана с дружиной Лугарей (Неruli) ([243]);

(243 - Как в последствии дружины Варягов, или наемной варты (стражи). )

а потом военачальником при Велизарии в войне против Готов,был потомок Аттилы (Mundo, Attilanis origine descendens). Сын его назывался Μαορίнιος - Марко, Мирко, или Мирчо, т. е. сын Миро. Это подтверждает, что Славянское имя Миро, Мирой, заменялось переводным Латинским Mundus. Судя однако же по двойственному Сербскому имени Мунтимир,было в употреблении у Сербов и имя Мундо; женское Мáндуша сохранилось по cиe время.

Предание в Vilkina Saga, что Аттила наследовал Гуннское княжество по смерти князя Melias ([244]),

(244 - Имя Мило изменяется в Mиjo, Миjан, Mиjaт; Мильен, Милат, Милошь; но Мальо (малый) изменяется в Маньо; точно также и Милόй, Малόй, могло изменяться в Манόй.)

О Воззрениях историков на вопрос национальной принадлежности  Аттилы - гунна.

имеет отношение к отчеству его Manzuchius. То и другое имя дошли до нас разумеется искаженными.

Сравнив договоры Греков с Русью V-го и X века, обратимся к описанию Византийскаго посольства к Аттиле и повторим что Греки с исконных до позднейших времен, не называли Русь Русью; но заменяли это название то Скифами, то Гуннами.

Во время войны В. К, Святослава с Цимисхием, Руссы также не иначе слывут, как Скифами, или Гуннами. Лев Дьякон пишет: 'как скоро Скифы (сей народ называется также Гуннами) переправились чрез Истр, то полководец Лев не в силах был, с мальм своим отрядом, противостать безчисленному их множеству.'

О Воззрениях историков на вопрос национальной принадлежности  Аттилы - гунна.

Сохранился портрет Святослава, данный в «Истории» византийского автора Льва Дьякона. Это описание дополняет образ князя, нарисованный Нестором. Невысокого роста, коренастый, немногословный, в скромной одежде, отличающейся от обычной одежды воинов лишь своей чистотой, с бритой головой и свисающим по славянскому обычаю чубом — таким предстает Святослав под пером византийского хрониста. Лишь одно выделяет его среди своих соратников — золотая серьга с прекрасным рубином, которая была вдета в его левое ухо.

Кого понимали Греки под именем Скифов лучше всего видно из Нестора при его исчислении Славянских народов Руси: 'и суть грады их и до сего дни, и зовяхусь от Грек Великая Скυөь.' а от Гот, прибавим, Svythiod hin mikla, т. е. Suava, Suevia, Suavonia, или Russia: magna.

О Воззрениях историков на вопрос национальной принадлежности  Аттилы - гунна.

по истории готов:

Историки хотя неопределенно, но по преимуществу называли Русинами (Ruthenos) прибалтийских Руссов, а Гуннами, по великокняжению Кыянскому, Руссов южных. Царство Гуннских князей, reges Hunnorum, известно было с первых веков и под общим названием Russia, заключая в себе кроме Нunaland или Великокняжения Kиeвскaгo, и другия княжества. ..."

Исконное существование Kиeвa не подвержено сомнению. Положение его на водном сообщении Балтийскаго моря с Черным', и при перевозе чрез Днепр, на сообщении Европы с Aзиeй, по сухому пути, составляет перекресток сам собою определяющей место для основания города и кладовой для торговли. 'Поляном же живущим по горам сим, говорит Нестор, и бе путь из Варяг в Греки, а из Грек по Днепру и вверх Днепра, волок до Ловати, и по Ловати внити в Ильмень озеро.' ([187])

Из Скандинавии вообще, и с островов Готланда и других, водный путь лежал по Двине, до верховья близ Смоленска; а от Смоленска по Днепpy в Грецию и Иерусалим: 'Foru upp at watni i, sum heitir Dijna, oc upp ginum Rizaland; so fieri foru pair at pair quamu ti Griclanzs.' т. е. Поехали вверх по Двине чрез Русь, и продолжали путь до Греции. - 'Dan time war wegr oystro um Risaland ok Grikland fara til Ierusalem.' т. е. В те времена был путь чрез Poccию в Грецию и Иерусалим. Guta Lag. К. Schildener. Altе Erzaelunge etc. p. 107.

РУСЬ КЫЯНСКАЯ. Киевская Русь до прихода Рюрика.

Древний Киев

КЫЯНЕ
(Quenae, Chueni, Kunae, Guni, Hnuni, 'Oυννα)

Для возстания на Готов, в 375 году по р. х., Гуннам не нужно было приходить из Азии;они уже давно существовали в Европе, жили при Днепре, и были знакомы Готам за 1000 лет до р. х, если верить некоторым хронологам древней Истории Готов вообще, и Данов в особенности.

Восстание гуннов на готов.

Гунны не только были знакомы Готам до возстания на Готов, но, по Аммиану, служили по найму в войске Готском и сражались против возставшей своей братии предводимой Болемиром.

Местность населения так называемых Гуннов, определяется и по периплу Марциана Гераклийскаго (III-го стол.): 'Tήν δέ περί τòν βορυσOενην χώραν παροιnούσι μετα τούς Άλανούς οι xαλουμενοι Xoανοί' т. е. 'в окрестностях Днепра, за Аланами, живут так называемые Хоани.'

Не смотря на это, предоставим Аммиану, не видавшему Гуннов в лицо, описывает их, по разсказам Готов, следующим образом:

'О народе Гуннском, говорит Аммиан, слегка упоминается в древних летописях (?). Гунны живут за Меотическим озером близ Ледовитаго океана (?) ([168] Это уже касается не до Торгоутов - Калмыков, а до Тунгузов, называемых в старинных картах Tingoeti.) и превосходят всякое понятие о зверстве. У них тотчас же по рождении младенца, изрывают ему лицо горячим железом, чтоб истребить проявляющийся пушок волос. ([169] Таковы были слухи сообщенные Аммиану об лицах, изрытых оспой, или Калмыцким цветом (цецик).) По этой причине они возрастают и стареют в безобразии и безбороды, как евнухи. Но вообще они плотны, с могучими плечами и толстой шеей. По необычайному и сгорбленному туловищу, они кажутся двуногими зверями, или грубой работы болванами, которых ставят на мостах. Этому отвратительному человеческому подобию соответствует и грубость привычек. Они употребляют сырую безвкусную пищу, питаются полевой овощью и кой-каким полусырым мясом, распаренным между ног на спине лошади. У них нет домов, они избегают их как кладбищ. У них нет даже шалашей: с самаго малолетства они скитаются среди гор и лесов. Встречая жилище, опасаются ступить на порог онаго, даже в крайней необходимости; им страшно быть под крышей. На одежду употребляют холст, или шьют оную из лесных кошек (куниц и проч.) Это составляет обычную будничную и праздничную одежду, которую они нескидают с плеч покуда она не истреплется в лохмотья. На голове носят перегнутыя на бок шапки. Мохнатыя ноги свои обвертывают бараньей шкурой. Эта безобразная обувь мешает им свободно ходить, и по этой причине они неспособны воевать пешие; но за то они как будто прикованы на своих лошадях, которыя хотя крепки, но неуклюжи.

Сидя на них, иногда по женски, они исполняют верхом свои обычныя занятия. Денно и ночно на коне, с коня продают, с коня покупают, на коне пьют и едят и даже спят, склонясь на тощую гриву коня. На коне же судят и рядют о делах. Бросаясь в бой без всякаго порядка, они несутся толпою в след за храбрейшим'.

Описав ловкость Гуннов в наездах военных, толпой и в разсыпную, с криком и гамом, их искусство в стреляньи из лука, в рукопашном бое мечем; а главное в накидывании аркана на противника, Аммиан заключает упоминанием о их кошах, о кочеванье, о лукавстве и страсти к золоту.

В этом описании Аммиана видны смутные слухи о при-Волжских степняках,которые, впрочем, могли участвовать в войне, как подвластные Руси; но эти слухи смешаны с разсказами об удальстве кошевых Украинцев, которых Аммиан отличает однакоже именем Алан, заключая замечательными словами, что

Невры, ([170]) Будины, ([171])Гелоны, ([172]) Agathyrsi, ([173]) Меланхлены, ([174]) и вообще все народы вплоть до Ганга суть Аланы. По Схолиасту же: ([175])

(Невры, ([170] Nervii, Норичи, Наровяне, по Геродоту, жили на Буге.)

Будины, ([171] Бужане.)

Гелоны, ([172] Галичи, Галинды.)

Agathyrsi, ([173] По Iopн. Agazzires - Козары.)

Меланхлены, ([174] Могиляне Днепровские - Μελάγχλαгνoι, по Герод. жили выше царских Скифов, т. е. Руси (Poέáνoι); ибо Геродот слово Русь - Государство, Великокняжескую область, заменяет словом βασιλεíα.) и вообще все народы вплоть до Ганга суть Аланы.

По Схолиасту же: ([175 См. Слав. Древ. Шафарика T. II, Кн. III. § 44. прим. 79. Упоминание, что в песнях их величают Gelanos, напоминает обычную войсковую песню: 'Уланы, Уланы, малёваны хлопци'.])

([176] В Индии раджанья, также назывались раджапутрами т. е. царской породой, и Арьяя - благорожденными, от Ара назв. Марса, или Харо.)

'Alani lingua earurn Wilzi dicuntur, crudelissimi ambrones, quosроёtа Gelanos vocal'. Все эти различныя названия одного и того же войсковаго сословия, Alanes, Alaunes, Vulanes, Gelanos, Ulinzes, Wilzi, - поясняется словами же Аммиана: 'рабству (т. е. собственно податному состоянию) они не подвержены; ибо все происходит от благородной кроны. По cиe время они избирают в начальники себе (в Атаманы) отличившихся испытанною военною опытностию.'

О Воззрениях историков на вопрос национальной принадлежности  Аттилы - гунна.
wikiwand.com

Таким образом многоразличныя прозвища древней Руси, или Русинов, - гражданскаго и войсковаго сословия Славян,

- обращались историками и географами в различных народов, По обрядупострига и призванию (vocatio) они назывались

Косарами, ([177] Kosar, Kosak (косовосный), откуда гусар.) или косоносными, носящими чуп; по сироматству,или обету безженства-

Сарматами; по поселению на краинах Руси - Украинцами; по свободному состоянию - Волынью (Wolani), откуда Аланами, Уланами и проч.

Древность этого коннаго сословия, знаменованнаго и посвящавшаго себя на службу обручением, напоминает и Римский ordo equester - уряд конный.

Забраковав самыми простыми доводами, водворившееся в Истории, нелепое мнение о владычестве каких-то неведомых Гуннов - Монголов, на пространстве между Дунаем и Волгой, Г. Венелин провидел сквозь темноту сказаний Византийских, чтоцарство Аттилы было Русское царство; но название Гуннов он приписывает собственно Булгарам.

Это мнение Г. Венелина основано на Иорнанде, который выводит Гуннов изBulgarorum sedes, и на Византийских писателях, у которых до X века за-Дунайскиё варвары слыли безразлично, то Скифами, то Сарматами, то Гуннами, то Булгарами, то Руссами; потому что Греки понимали под всеми этими названиями один и тот же народ Славянский, как мы под названиями Турков, Оттоманов, Магометан, Осман ли, Сарацин, понимаем породу Измаелитов.

Но вопрос о названии, местности и значении Гуннов IV и V веков, разрешается по источникам северным, как простое уравнение; а определение подобнаго неизвестнаго, в высшей степени важно для решения многих других вопросов.

Предварительно заметим, что Готы, в отношении своего верования, считали Славян, не иначе как язычниками. По всем преданиям, сагам и квидам, в основах Истории северных Готов и Дациян, существует уже великое царство Hunaland, а по другому названию Hundingialand,

([178] 'Hundingialand преимущественно называлась местность Саксонии, где были Сечи (Saxi) Великаго Луга Германии. См. Helga-kwija Hundinsbana 11, nota 4: 'Slavos olim et interdum Saxones postea Vindos I. Venedos dictos, ataries nostris Hunos audiisse.' - Т. е. 'под именем Гуннов, предки наши понимали Славян, иногда Саксов, в последствии называемых Виндами, или Венедами.' Edda Saem. Index, nom. propr.)

РУСЬ КЫЯНСКАЯ. Киевская Русь до прихода Рюрика.

котораго обитатели назывались Huni, Hundingi, даровавшие Готскому языку слова: Hedningar, Heidnar, Chedenne, Heiden, однозначительные с Латинскими pagani, infideles. Существенное название народа Kuenae, Gwäne, тем предпочтительнее обратилось в слово Hun, Hund, что оно было и созвучно с Греческим Kύωv, которымantitrinitarii олицетворили ненавистный им символ тройственности, под изображением триглаваго Цербера, стража области Плутона.

РУСЬ КЫЯНСКАЯ. Киевская Русь до прихода Рюрика.

Заключая описание земель населенных Славянами (Suevi, Sueouoni, Siuioni, Suioni) Тацит говорит (гл. xlv) что Sitoni во всем с ними схожи, кроме того, что управляются женами(quod femina dominatur). Это управление жен очень сомнительно, и вероятно относится также не к женам(Коnа, Киnа, Quena, Kwäna, Chona) но к народуKwänen, Konae, Chonae, у котораго главный город по северным сагам былKänugard или Kiänuborg. Обратим внимание на единство названий областей и народов Скандинавии с прибрежьями Финскаго залива. За морем Sitoni, по ПтоломеюΧαδεινοι; по cию сторону моря Sudeni. В Скандии, по Птоломею, Phiresii; по cию сторону Pruzze. Там Leuoni, здесь Ливы; там Halandia, здесь Galindia; тамSmolandia, здесь Suomalandia.

Не объясняется ли этим, переселение части изчисленных племен за море, или из за моря на восточныя набережныя?

Во всяком случае Sigtuna, по надписи на монетах Situna, была областью князей Русских и предположительно Кыянскаго рода, и как Ботния так и Cajania были по обе стороны залива, составляя удел Великокняжения при-Днепровскаго, с которым северныя саги его смешивают и о котором предстоит речь. ([179])

Чтоб яснее определить какую страну жен подразумевала древность под названиемвосточной Kwänaland или Hunaland, достаточно нескольких выписок из сведении ни кем уже не опровергаемых.

Олай Верелий в примечаниях к Hervarar-Saga пишет: 'Hunaland ita saepius vocalurRussia in Vilkina saga. Hanc nostri etiam diu vocarunt Hunegard' ([180]) т. е. 'В Vilk. S.Россия часто называется страною Гуннов. Наши также издавна называют ееHunegard.' - 'Saxo Gramm. in vita Frothonis III, Ruthenos et Hunnos pro iisdem accipit'. 'Саксон Грамматик Руссови Гунновпринимает за одинитотженарод.' - Helmoldo, citante Stephanio not. pag. 191: 'Russia est Chunigard (Conogardia. Sax. Gr.), quam Adamus Bremensis vocat terram feminarum et terram Amasonum'. 'Стеөаний, в примечаниях на Гельмольда: Руссия называлась Хунигардом или по Саксону Коногардом, по Адаму Бременскому страной жен или Амазонок.'

'Все Славянския земли, пишет Гельмольд, лежащия на восток и исполненныя богатства, Даны называли Ostrogard, ныне же называются оне также Chunigard, по бывшему в них населению Гуннов. Там столичный город (Metropolis) Chue.'

Адам Бременский, этот столичный город Руссов, Hunigard, называет Chiven.

'Варяги, то есть Норманны, говорит Хаген ([181] Die Varaeger (Nordmannen) nannten Kiew (Kiewen, Chue (Helm) die Hauptsladt von Chunigard. d i. Russland; in den Nordischen Saga's Kiaenuborg in Kaenuland) auch Sambatas, d. i. Sammelplatz der Boote, am Dnieper'. Но это подходящее к смыслy толкование, болee объяснится, если в слове Σαμβάτας заменить βμ (? - вероятно μβ) посред. θ: будет зáводь, т. е. залив реки, куда заводятся суда. Эта заводь вероятно была при Зборичеве. По Vilkina Saga столица Аттилы называется Susat.),

в примечаниях своих с (? - возможно к) изданию Nibelungenlied, называли Kиев (по Гельм. Chue, по сагам Kiänuborg in Känugard)

Sambatas, т. е. сборное место для кораблей на Днепре.'

Г. Шафарик, котораго изыскания доставили столько драгоценных матерьялов для объяснения Славянскаго миpa, особенно средних времен, не затрогивая западных ученых мнений на счет Свевов, но колеблется сознать Гуннов Славянами: 'Византийские писатели Феофан и Кедрен именем Οΰννοι называют Славян;западные писатели и особенно Beda Venerabilis (7 и 8 в.) Гуннами называют Славян; в Германских народных сказаниях, под именем Huni разумеются Славяне; в северных квидах Гуннские богатыри Jarisleifr - Ярослав II Jarizcar - Ярожир и пр. обличают в себе Славян.'

Из всего этого следует самое простое заключение, что древниe Коуеве или Кыяне,из народных сказаний поступили в Историю Готов под именами Kwäne, Quene, Choani, Cunni, Chini и наконец Hunni; область Кыян, Кыянская или Kиевская Русь, приняла название Kuenaland, Konaland, Kunaland, Hunaland; а Kиев гpад - Kianugard, Konagard, Hunugard. Ho пo обычаю Готов давать всему свой смысл, Konagard, неизбежно должен был превратиться в страну жен, тем более что по народным разсказам в этой стране у чортова беремища жили киeвcкия ведьмы,(magas mulieres Иорнанда) и совершались бесовския празднества Русалий.

Слухи об этой стране жен и русалок очень древни. Геродот, как любитель народных сказаний, по сведениям же Готов, описал происхождение Скифских Амазонок и Сармат. Дело в том, что Гомеровские 'Αλαζώνας, приходившие на защиту Трои из страны 'Αλυβια (если только не 'Αλυζία) ([182]), при Геродоте жили уже над Карпатами, или Хробатскими горами, где некогда была Белая илиВеликая Хорватия, потомГалиция, и где по словам Геродота протекали реки Тирас (Днестр; и Гипанис (Буг).

О переселении 'Αλαζώνες ([183]) в Скифию, Геродот не говорит ни слова; но говорит о переселении 'Αμαζώνας, после неудачной войны с Эллинами. От этих Амазонок и произошли, так называемые Сарматы или Σαυροματοι ([184] Орбадия. В казачестве сохранилось Сербское слово сирома (сироматак, сиpoмamcmвo), в значении воинов, юнаков, безженных по обету, бездомных, безсемейных. В этом смысле слова cироба, сирома, сирота - однозначительны.). Таким образом,страна жен сочеталась с страной Амазонок, которых Скифы называли Οϊίρπατα, т. е.убийцами мужчин; а Иcтopия Хробатамu ([185]), не обращая внимания на русалок, у которых были в обычае заманивать мущин и щекотать их до смерти.

Если Кыяне столь давно известны Истории под именем Гуннов, то и столща их Kиeв (Kiänugard) столь же исконна, и носила прозвище матери градов уже во времена Птоломея, которому был известен Metropolis на Днепре ([186] По Нестору, это прозвание дал. Киeвy Олег, возвращая его Юрьевскому роду Русских Князей: 'Се буди мати градом Руским.').

Исконное существование Kиeвa не подвержено сомнению. Положение его на водном сообщении Балтийскаго моря с Черным', и при перевозе чрез Днепр, на сообщении Европы с Aзиeй, по сухому пути, составляет перекресток сам собою определяющей место для основания города и кладовой для торговли. 'Поляном же живущим по горам сим, говорит Нестор, и бе путь из Варяг в Греки, а из Грек по Днепру и вверх Днепра, волок до Ловати, и по Ловати внити в Ильмень озеро.' ([187] Из Скандинавии вообще, и с островов Готланда и других, водный путь лежал по Двине, до верховья близ Смоленска; а от Смоленска по Днепpy в Грецию и Иерусалим: 'Foru upp at watni i, sum heitir Dijna, oc upp ginum Rizaland; so fieri foru pair at pair quamu ti Griclanzs.' т. е. Поехали вверх по Двине чрез Русь, и продолжали путь до Греции. - 'Dan time war wegr oystro um Risaland ok Grikland fara til Ierusalem.' т. е. В те времена был путь чрез Poccию в Грецию и Иерусалим. Guta Lag. К. Schildener. Altе Erzaelunge etc. p. 107.)

РУСЬ КЫЯНСКАЯ. Киевская Русь до прихода Рюрика.

 

 

Путь из варяг в греки

 

 

Путь Св. Апостола Андрея Первозваннаго из Херсона в Рим лежал чрез Kиeв. 'И уведа, яко из Корсуня близ устье Днепрское, и восхотя итти в Рим, и прииде в устье Днепрское и оттоле пойде по Днепру горе, и по прилучаю прииде и ста под горами на березе, и встав за утра и рече к сущим с ним учеником: 'видите ли горы сия, яко на сих горах возсияет благодать Божия: имать град велик быть и церкви многи имать Бог воздвигнути.'

РУСЬ КЫЯНСКАЯ. Киевская Русь до прихода Рюрика.

 

Путь Св. Апостола Андрея Первозваннаго из Херсона в Рим

 

По сказанию Нестора, Kиев основан тремя братьями: Кием, Щеком и Хоривом, у которых была сестра Лыбедь. Если принять в соображение первобытное происхождение племенных имен от родоначальников, и обычай названия заселяемой земли: матерью - по урождению на ней, сестрой - по переселению единородных, иженой - по приобретению во владение, объясняются и Kиевския урочища Кыян, Чехов и Горал(Хорутан, Хорватов) ([188] Название Kиeвской усадьбы Щековица, повторяется в местностях Щековица и Чеховица, в вершинах Вислы и на впадающей в оную р. Дунаевце.).

Стриковский и некоторые другие писатели полагают, что Kиев построен около 430 года, и что жители онаго были Кивы т. е. Горяне (? - вопрос автора) от рода Гуннов. Судя, по северным сказаниям, можно предполагать, что Kиевское население имеет отношение к бывшей области Huningo (между p. Hunse и Эмизой) и также к бывшей при-Рейнской области Hunesruck (Hunnorum statio), относя к ней и город Caub ([189]Между p. Lohn (Logana F) и Vetter. Здесь жили Chaubi.) (Латин. Сиbаe).

Но обратим более внимания на слова Нестора.

'И был около града (Kиева) лес и бор великий, и они (братья-жители) занимались звериным промыслом; ибо были мудры и смыслени; от них Поляне-Кыевы и до сего дни.'

По Иорнанду: 'Hunnugari, известны торговлей куньими мехами с Херсоном.'

Ясно, что эти Hunnugari происходят от Hunugard.

Войсковое сословие - князья и дружина, как упоминает и Тацит, проводили зиму на охоте. В это время производилась в лесах ловля зверей и сбиралась обычная дань мехами. Константин Багрянородный пишет: 'При наступлении ноября, Pyccкиe князья, оставив с дружиной своей Kиев, разъезжались по другим местам, которые у них назывались Γύρω ([190]). Они отправлялись в земли Δερβάνων (Древан), Δρουουβιτών (Дреговичей, Драговичей), Κρβιτζών (Кривичей), Σερβίων (Сербов т. е. Бело-Сербов) и других подвластных Славян, и здесь проводили зиму (охотясь и сбирая дань).

РУСЬ КЫЯНСКАЯ. Киевская Русь до прихода Рюрика.

Когда же Днепр вскрывался, то, в апреле месяце, возвращались в Kиев и, вооружив суда свои (которые строились в лесах Кривичей и Ленчан, и сплавлялись к Kиеву), предпринимали обычное путешествиe в Грецию, (менять скору т. е. меха, воск, мед и челядь (пленных) на паволоки (шелковыя и золотныя ткани) злато, вина и овощи Греции.

'При Kиeве, продолжает Нестор, был перевоз на ту сторону Днепра ([191] На упомянутом, нами пути из Германии к Херсону и в Aзию); почему и думают, чтоКий был простой перевощик. Если б он был перевощик, то не ходил бы к Царюграду;но он княжил в роду своем (т. е. был (Kиевским князем). Когда он ходил к Царюграду и при котором царе - не ведаем; но ведаем только о том, по сказаниям, что он принял великую почесть от царя.' ([192] Г. Шлецер считает все эти предания о Kиeве и Kие сказкой; вcе саги, на которых основалась Иcтopия Германии также сказки.)

 

По Византийскому историку Никифору Григору, упоминается о знакомстве Греков с Руссами, уже в начале 4-го века по р. х. Он пишет, что Константин великий пожаловал некоего Русса (ό Ρωσιχός) саном Стольника.

'При возвращении из Царьграда, ему (Kию) понравилась местность на Дунае где он и срубил небольшой городок (т. е. крепостцу) и намерен был поселиться тут с родом своим; но близ живущие воспротивились этому. Дунайцы и до ныне называют это место Городище Kиевец.'

 

 

 

 

'При возвращении из Царьграда, ему (Kию) понравилась местность на Дунае где он и срубил небольшой городок (т. е. крепостцу) и намерен был поселиться тут с родом своим; но близ живущие воспротивились этому. Дунайцы и до ныне называют это место Городище Kиевец.'

РУСЬ КЫЯНСКАЯ. Киевская Русь до прихода Рюрика.

Если при Несторе Дунайцы знали местность, которою владели временно Kиевляне или Гунны на Дунае, то без сомнения при Иорнанде эта местность была еще в живой памяти. О Kиевом или Гуннском городке он и упоминает при следующем случае:

РУСЬ КЫЯНСКАЯ. Киевская Русь до прихода Рюрика.

'Остроготы (вытесненные Гуннами в 376 году из за Дуная) жили в трех отдельных местностях под управлением братьев князей Видимира, Тодомира и Велемира

([193] Кто не знает, говорит Иорнанд (IX), обычай народов заимствовать друг у друга собственныя имена: Римляне употребляли Македонския, Греки Римския, Сарматы Германския, а Готы по большей части заимствовали имена от Гуннов.' Этим замечанием Иорнанд хочет оправдать безчисленность Славянских собственных имен между Готами; но эти-то имена и обличают прозелигов из коренных Славян. То же было при принятии Руссами христианской религии: кpoме христианских имен князья носили свои родовыя. Вообще без религиозиых отношений народы не заимствовали имен друг у друга. Нет сомнения, что и Готы поселившиеся в Паннонии были по происхождению Славяне. Отсюда пояснение Фомы Архидиакона, что многиe ложно называют Далматских Славян Готами, тогда как собственное их имя Славяне.).

'Велемир поселился при озере (Pelso, Pleso; по Слав. плесо-озеро); Тодомир между Scarniunga и Aqua-nigra (Schwarzbach); а владения Видимира находились между областями братьев. Сыновья Аттилы,считая их своими подданными, белыми рабами из пределов подвластных Гуннам, напали на земли Велемира, так что братья его об этом не знали. Велемир, хотя и с малыми силами, но удержал их напор, разбил на голову, и они бежали в ту часть Скифии, которая прилегает к Дунаю и называется ими Hunnivar.'

Hunnivar, означая Гунcкий варош т. е. градец, замок, есть явно переведенное название Kиeвa-градца ([194] От слова вара - стража, варош - стражница, замок, граден; откуда н Маджарское Var, Varos.); но положение его определить уже трудно; по некоторым же соображениям он мог быть в устьях Дуная. Значение этой местности в военном и торговом отношении, для древних Руссов было велико: Kиевец должен был лежать на пути воднаго сообщения Kиeвa с Византией; во время же войны в устьях Дуная было обычное соединие сухопутнаго войска, шедшаго чрезБессарабию (Бело-Сербию), с морскими силами. Здесь до 18-го столетия (по стар. картам) при Дунае были еще: близ Килии Hoвoй ([195] Старая Килия была насупротив, на острову.), город Вара и Белгород (Bialigrod) ([196] Кроме Белграда ныне Акермана.); в Добрушской области, при Дунае же, Preslaviza, где 'седе Святослав и княжа ту, в Переяславци,емля дан на Грецех.' - Здесь, говорил он,среда земли моей: из Греции - дань златом, паволоками, винами и различной овощью; из Чехов и Угров - сребром и конями; из Руси - мехами, воском, медом и челядью.

Картина дня

наверх