Необычная история

31 398 подписчиков

Свежие комментарии

  • Михаил Козлов
    А для чего её опубликовывать? Не для того ли, чтобы не так отвратительно выглядели инструкции предателя Отечества -  ...За ленинской стро...
  • Konstantin Петров
    Был подобный проект, но не успели во времена великих свершений. Через Беренгов пролив идет обратка холодного течения,...Мегапроекты Совет...
  • саша дмитренко
    бывало,,все офицерики  живые  были,,а солдатики-мертвые!!!!Как насчет назват...

«Ебихото аесово», или сексуальная жизнь в Древней Руси

История сексуальной жизни, как бы ожесточённо не спорили поборники морали, тоже представляет собой важный пласт исторической науки. Через неё мы узнаём о бытовой жизни, об истории семьи и взаимоотношений людей из изучаемой эпохи, о социальной повестке, которая отдельные моменты из интимной жизни тоже вела в то или иное направление, одобряя или нет, например, позы в сексе. И уж особенно много мы узнаём о деятельности церкви, которая во все времена любила вторгаться в чужую спальню и диктовать запреты на секс без цели зачатия детей или на те же позы в сексе.

«Ебихото аесово», или сексуальная жизнь в Древней Руси

Казалось бы, Древняя Русь обречена в такой теме оказаться неуслышанной, и её просто заглушат источники из европейского Средневековья, но тему эту в последнее время усиленно изучали отдельные российские историки, и на базе их исследований можно сказать, что от Руси нам в наследство осталось многое даже по этой табуированной теме!

В сегодняшней статье хотел бы изобразить общую картину древнерусской и восточноевропейской сексуальной жизни: запреты, их нарушения и роль в общественной жизни. Ведь если посмотреть глубже, пращуры наши с некоторыми вещами были ознакомлены даже лучше нас с вами. Но не буду вас томить зря, начнём!

Оргии

Погребальные оргии – словосочетание весьма странное, не правда ли?

Однако есть свидетельства о том, что таковые практиковались сначала варягами – пришедшими на Русь северянами. Наиболее яркий источник, описывающий этот обычай, - Ибн-Фадлан, по дороге домой из Булгарии Волжской побывавший и в Росии (земле русов и росов). Помимо прочего стал он свидетелем и отхода в иной мир знатного мужа, одна из супруг которых обязывалась вызваться сопроводить любимого и перед смертью поочерёдно вступала в половую связь с его соратниками. Так они передавали ему своё уважение и частичку себя, а затем ладью с телом и супругой зажигали. И устраивали оргию. То есть язычники стремились в ряде случаев прощание превратить в праздник. Для христиан это было неприемлемо, как и сами оргии.

«Ебихото аесово», или сексуальная жизнь в Древней Руси

Судя по всему, обряд сожжения ладьи канул в небытие после Крещения Руси, однако распространённые оргии в другие важные моменты жизни церковь искоренить так и не смогла. Долгое время и при царях, и даже императорах в глубинке практиковались оргии на свадьбах. Крестьяне таким нехитрым образом почитали культ плодородия через свои обычаи, соединяющий как плотские утехи, так и земледелие. Потому-то на свадьбах мы до сих пор можем услышать совершенно срамные частушки, нередко без обиняков описывающие желание супругов пойти совокупляться, или престранные игры с оттенком похабщины. Оказывается, всё это не плоды фантазии безумного тамады, но прямые заимстврвания из свадебных обрядов наших предков. Предков даже не в смысле из Древней Руси, а из индоевропейского народа, который уже потом разделился на языковые ветви.

Продолжение культ плодородия находит и в интимной жизни двух возлюбленных: желая обрести силу того или иного животного в постели, супруги подражали быкам, лошадям и пр.

Девственность

Как часть культа плодородия имело хождение и почитание лишения девства невестой: молодожены могли в иных случаях демонстрировать радостной толпе после первой брачной ночи испачканную простыню. Не выходило добиться необходимой алости? – имелись случаи, когда доплачивали заведомо незнакомому человеку со стороны (обычно музыканту), чтобы первую кровь пустил он. А иногда делали это сами родственники: брали какой-нибудь предмет фаллической формы и…ну, в общем, вы поняли.

Кстати, забавная черта, девство часто старались как-нибудь назвать попышнее: дорогая ткань, ситец, товар или как-то вроде этого. Жених при этом назывался эдаким добытчиком: рыбицу-белорыбицу ловит рыбак, либо охотник ловит прекрасную лебедь. Из этого рождались и срамные песни, которые даже сейчас в ходу, неузнанные нами. Взять хотя бы тот же незатейливый мотив «ваш товар — наш купец». Зачем распевали эту, казалось бы, дичь? — в среде крестьян верили в силу разного рода обряды, составляющие вместе земледельческую магию из народных поверий, и потому влияло на зачатие всё: предметы в комнате, издаваемые звуки, место. Лично мне из таких лайфхаков больше всего запомнился совет, как зачать мальчика: поебитесь на муравейнике — вполне конкретно и по делу, как мне кажется!

Страшнейшая поза по версии церкви — женщина сверху

Церковь пыталась регулировать сексуальную жизнь, но в разных краях на момент существования Руси делала это по-разному. В одном они, правда, были сравнительно едины: страшнейшим поступком считалась поза «женщина сверху». Объяснялось это преклонением перед дьяволом путём нарушения положенного патриархата. На Западе епитимьи сознавшихся в таком проступке доходили вплоть до сожжения на костре. Что же у нас? – 6 лет молитв раскаяния. Вот примеры упоминания запретной позы в источниках:

Всякая жена, восседающая на мужа? — 6 лет да покается, и поклонов 12 утром и 12 вечером и комкает от Пасхи до Пасхи, понеже божий образ осквернила.

Секс, конечно, принимался по христианской традиции именно как необходимое действо для продления рода. Всяческие плотские утехи радости у церковников вовсе не вызывали, так как на радостях от соития могло произойти что угодно, и потому даже число дней для соития в православной славянской традиции регулировалось строго. В своей книге «Секс и общество в мире православных славян» исследовательница данного вопроса Ева Левина насчитала с праздниками и постными днями порядка 300 дней в году, когда любовью заниматься запрещалось.

В сравнении с Западной Европой и Византией, Русь отличалась терпимостью к пристрастиям в занятиях любовью, пусть и запрещённым. То же казалось и анального секса, в Европе считавшегося проступком достаточно тяжёлым. Но наша церковь отвечала на то следующим образом: спьяну, поди! Бывает. Нет, серьезно, в документах из XV века об этом сказано даже пишется нарочито пренебрежительно.

Интересно, что распространённая ныне поза «раком», известная в прежние времена как «сзади», считалась более тяжёлым грехом, чем мужеложество, лесбийские ласки или даже скотоложество. Но вопрос тоже был вполне решаемым:

Если кто с женой сзади грех сотворит, да наречется скотом, и поклонов ему 300.
Из «Некоторой заповеди»
Если муж с женой блудит сзади, а не лицом к лицу, — 40 дней поста, ибо это скотство есть.
Из «От правил святых апостолов»
Грех есть сзади блудить с женой, это языческое. Епитимья — 40 дней, сухоядение [...]. Если же не откажется от своего поступка, значит, [он] чужой веры.
Алмазов А., «
Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви: Опыт внешней истории». 1894

40 дней поста — срок, к слову, равный наказанию за убийство голодом некрещёного младенца.

Тут дело уже не только в нарушенном патриархате, но и в языческих приблудах наших пращуров – со скотом и товарищами проводили так много времени, что инциденты…случались, да. В ходу были у многих и такие ролевые игры, как скотоподражение — уподобляясь коням и лошадям, быкам и коровам, люди верили в получение и силы этих зверей. Что касается прямого контакта, с кем не надо, чаще всего выбирали запретное из определённых желаний: Скот – ради забавы, это даже не всегда осуждалось; мужчины мужчин – из желания унизить и почувствовать превосходство. Инциденты эти даже вполне могли стать причиной хвастовства, и церковь, испытывая испанский стыд за паству, давала удивительно малый срок отмаливания грехов за это: за скотоложство — 1 год, за блуд с монашенками — 2 года, за мужеложество — 4 года поста. Что же позволялось? – миссионерская позиция, «на спине», самая богоугодная и удобная с точки зрения христианства.

Иносказания

И куда без старой доброй игры слов? — в песнях и пословицах часто изображали отнюдь не детские сцены, и иногда очень весело взять те же старые сказки да перечитать зашифрованные послания. Не подумайте, что мы эротоманы, даже опираясь на очень годную «Весёлую Эрату…», можно зафиксировать основные ключи к этому шифру:

Скакать в гречку — изменять;
Пойти на горох — сходить на свидание;
Объесться гороху — забеременеть;
Грибы ломать — совокупляться;
Пасти бычка — тоже;
Гузно — ягодицы;
Пельки — женская грудь;
Любой предмет, в который можно что-то продеть — женское начало
Любой предмет вертикальной формы — мужское начало

Классический пример иносказания — «Принцесса на горошине»

Классический пример иносказания — «Принцесса на горошине»

Былины при этом тоже подвергаются переосмыслению. Так богатырь Хотен Блудович долбит копьём по воротам дома возлюбленной

Вам всё ещё мало? — ловите типичную свадебную песню о продевании нитки в иглу, распевавшуюся при детях и женщинах:

«Девушка маленька,
Дырочка узенька,
Пятеро держат,
Да пятеро пихают,
Да двое гадают: верно или нет».

Однако, чего говорить, были песни, описывавшие соитие без обиняков. Напомню, песни исполнялись прямо на свадьбе! — если не ошибаюсь, это смоленская:

Только нет одной пиздушки:
Вот поэтому нам
Пришлось явиться к вам —
У вас есть красавица, князю очень нравится,
Он ее откупит
И ночью залупит.

Скелеты в шкафах наших предков

Были на Руси и явления, осуждаемые сейчас и караемые законом, которые в то время были нормой. Говорю я прежде всего о педофилии, не существовавшей тогда только как название, но как явление процветавшее. Особенно в связке с проституцией: девочек отдавали сами родители на это занятие иногда с 9-10 лет.

Постыдным не считалось и сожительство жены или невестки с отцом жениха или мужа в случае его гибели или пропажи (обычно на войне): чтобы род не прерывался и чтобы жить было комфортнее, прибегали и к подобному сожительству в безлюдных краях. Особенное распространение явление получило, правда, уже в XVIII-XIX веках - во время распространения рекрутской системы, когда мужчина уходил из семьи или навсегда, или на много лет.

Сексуальная жизнь в берестяных грамотах

Впрочем, какие бы причуды не творились, русский народ в массе своей отличался очень осторожным интересом к подобному. В поговорку вошёл ответ некого новгородца Хотеслав на вопрос брата о том, как лучше изощряться в искусстве любви. Ответ Хотеслава был красноречивый: «Якове брате, еби лёжа!». Даю смысловой перевод: не выпендривайся. Но лично мне нравится оскорбление из берестяной грамоты №35 из Старой Руссы: «ебихото аесово»/«похотливый сователь яиц». Вы только вчитайтесь, какая охеренная фантазия!

Хороши у древних и поэтические названия женского детородного. Так в 2005 году в Новгороде была обнаружена другая берестяная грамота, известная как № 955 и содержащая следующая послание:

От Милуши к Марене. Большой Косе — пойти бы ей замуж за Сновида. Маренка! Пусть же напьется (набухнет) рождающее лоно!

Эта находка вызвала большой интерес и шум в прессе, так как по версии ряда историков грамота содержала в себе скрытую непристойность: пусть набухнет п…. ! Другие настаивали на том, что это просто радостный призыв выходить замуж: иди, и пусть всё будет здорово — детишек побольше! Кто-то из учёных комментировал эту находку так: не все слова понятны. Забавно, что по сей день полный смысл находки неясен, и очевидно лишь то, что споры идут о чьей-то вагине.

Особенности сексуальной жизни в различных регионах

И в разных губерниях разный смысл придавали деталям при акте любви. В Смоленске считали, что сидя (ГРЕХ-ГРЕХ-ГРЕХ!) будет зачат мальчик, в Пензе же для этого надо было съесть деве куриный гребень, а в Новгороде важным условием было не отворачиваться супругам друг от друга. В разных частях России имел место обычай класть специфические предметы под кровать: топор или ещё какой инструмент — будет мальчик; гребень или прялку — будет девочка. Наверное, суеверные неряхи на этот счёт беспокоились сильно: засунут что-то не то под кровать — и гадай, что выйдет!

Были и ошибочные теории о том, что у женщины две матки, слева и справа, и в какую будет сделано дело — такой ребёнок и получится, из-за чего в Смоленщине, в Вятке, в Прикамье и многих других краях влюблённые творили вещи похлеще «Камасутры», чтобы всё попало куда надо. Одно жаль: все эти обычаи передавались устно чаще всего, и определить время их появления нельзя — это пересказ, который стал известен уже во времена империи, а не Древней Руси.

Строгость запретов компенсируется…

«Ебихото аесово», или сексуальная жизнь в Древней Руси

Как мы знаем, Ренессанса на Руси не было, а потому средневековье у нас в быту фактически продолжалось, и сексуальная распущенность в царёвы времена тоже перекочевала. Особенно сильно подчёркивали это иностранцы, для которых срамные песни наших скоморохов были великой дерзостью, как и поведение пердящих и рыгающих бояр, рассказывающих открыто о своих сексуальных похождениях. Всё это в эру Реформаторства и Контрреформаторства оставалось чем-то абсолютно диким, и на вопросы чужеземцев о том, не боятся ли московитяне епитимьи, большинство из них прямо-таки изумлялись: да кто ж в здравом уме с таким к попу пойдёт!

И в этом, мне кажется, была вся двуглавая допетровская Московия: одной глоткой поющая срамные песни, а второй говорящая о целомудренности и набожности.

Источники и использованная литература:

Белова О.Б., «Эротическая символика грибов в народных представлениях славян»;

Варганова В., «Сексуальное в свадебном обряде»;

Левина Е., «Секс и общество в мире православных славян» ;

Мороз Е., «Веселая Эрата. Секс и любовь в мире русского Средневековья»;

Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу / пер. и коммент. под ред. И.Ю. Крачковского.;

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх