Необычная история

31 373 подписчика

Свежие комментарии

  • Александр Романченко
    "...Чем же занимались жители острова, а также других земель Вагрии? Мы знаем, что пиратством, но так ли судили о свои...История Острова Р...
  • Wladimir Molendor
    Называя вещи и события происходившие в прошлые времена, своими именами, надо отметить, что последний Император Россий...Как англосаксы ст...
  • Лебедев Алексей
    А говорите, 2000 бойцов хватит, чтобы взять Рязань!История славного ...

Удивительные выкрутасы в поисках виновных в революции

Удивительные выкрутасы в поисках виновных в революции

Всё  советское историческое образование было построено на непреложности оценки событий 1917-го года как двух революций, в первой из которых - Февральской буржуазно-демократической  - пролетариат под руководством большевиков сверг царя и самодержавие, а буржуазия попыталась украсть эту победу, поэтому сложилось временное Двоевластие, закончившееся Октябрьской революцией, в ходе которой пролетариат под руководством большевиков одержал окончательную и бесповоротную победу. С осознанием этой непреложности Россия и СССР прожили 70 лет.

Горбачевщина и ельцинизм ознаменовались тем, что начался последовательный пересмотр этого постулата. С одной стороны, эпоха гласности открыла для народа запретные прежде источники, опровергавшие аксиоматичность "гнилого и кровавого самодержавия", а с другой - началось спихивание с себя исторической ответственности за разруху, кровь и ужасы переворотов 1917 года - сначала либерастами, а затем и большевиками, и в этом порыве самооправдания они слились в небывалом единстве.

 Поскольку гласность, открытость и полная неподконтрольность информационного пространства сочетались с одновременным  падением уровня образования вообще, а  исторического образования, взятого под контроль нашими геополитическими оппонентами,- в особенности, результаты этих процессов не перестают изумлять.

О своём изумлении современными изысками нео-коммиков я уже рассказывала в статье "Февраль-март 1917-го в изложении классиков и нео-коммиков"

https://cont.ws/@prikhojanka/1...

Одним из ярчайших образцов такого "исторического гопничества" (по меткому выражению Гоблина) стало "эпохальное историческое открытие", удостоенное премии Фонда им. Егора Гайдара.

Речь идет об "открытии" Александром Пыжиковым удивительнейшей роли старообрядцев в революции 1917 года. 

ВЕЛИКАЯ ОКТЯБРЬСКАЯ СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Удивительные выкрутасы в поисках виновных в революции

В своей книге «Грани русского раскола» и других работах А.В. Пыжиков утверждает, что старообрядцы были едва ли не главными организаторами революций 1917 года. 

Несколько слов об "открывателе" столь удивительной версии российской революции.

А. В. Пыжиков, доктор исторических наук, чьей специализацией является хрущевская "оттепель", был младшим научным сотрудником отдела истории КПСС Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. В 1999 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора исторических наук по теме «Исторический опыт политического реформирования советского общества в 50-е — 60-е годы» Далее идет служба при Германе Грефе в Центре стратегических разработок, затем Пыжиков делается помощником премьера М. М. Касьянова, затем - заместителем министра образования (до 2004 г.).

С 2010 года вдруг резко занялся темой старообрядчества. И уже в 2013 году выходит в свет нашумевшая книга.

Книга сразу же получила гневную отповедь от самих старообрядцев. 

Предстоятель Русской православной старообрядческой церкви Преосвященнейший Митрополит Корнилий совершенно однозначно оценил "исторические открытия" пыжиковых:

"Что касается участия старообрядцев в организации каких-либо революционных выступлений, то это не более чем недобросовестный миф. Несмотря на то что многие старообрядческие предприниматели были сторонниками развития религиозных и экономических свобод, никто из них не участвовал в подготовке революций и тем более вооруженных восстаний".

https://ria.ru/20170203/148712...

Подробный разбор "полетов мысли" птенца гнезда Гайдара и Грефа сделал благочинный РПсЦ Пермского края протоиерей Валерий Шабашов:

"Будто бы Сталин гнобил священство РПЦ в угоду староверам. Но это же неправда. А как же наше старообрядческое духовенство? Их что ли никто не трогал? Еще в большей степени пострадали, чем РПЦ. Да и безпоповские наставники, нельзя сказать, что были в безопасности. А кто Пыжикову на это укажет? Я вот пытаюсь не то что указать, а удержать и поправить, чтобы он там не свои доводы приводил, а чтоб все-таки интересовался у старообрядцев — как они к этому относятся?"  

https://ruvera.ru/articles/nep...

Да и Русской Православной церковью такая "историческая правда" была воспринята резко отрицательно. Главный редактор "Русской народной линии" Анатолий Степанов назвал эту теорию "идеологической диверсией".

https://ruskline.ru/news_rl/20...

Когда я просила у моего духовника благословение на подготовку этого материала про старообрядцев как якобы революционеров, его реакцию на рассказ про такую теорию можно назвать изумленным возмущением: "Да их же под корень вырезали!"

Итак, заявление о "руководящей и направляющей роли" старообрядцев в революции 1917 года нуждается в доказывании. Причем, доказать это  утверждение невозможно без доказательства, как минимум, двух основных постулатов:

1) Старообрядцы учинили революцию потому, что Царь Николай Второй был ими ненавидим, поскольку не давал им никакой жизни.

2) После революции старообрядчество получило невиданный расцвет.

И с тем, и с другим постулатом, при объективном подходе к реальным, а не высосанным из пальца фактам, получается полнейший швах.

1. Правление Николая Второго именуют "золотым веком старообрядчества".

Удивительные выкрутасы в поисках виновных в революции

С 1905 года, как известно, начинается тот период, который в старообрядческой прессе того времени, да и более поздних периодов, именуется «золотым веком старообрядчества». 

При этом нужно отметить, что некоторые ограничения для старообрядцев (в частности, запрет занимать общественные должности) были отменены ещё в 1883 году. 

17 апреля 1905 года Императором Николаем Вторым был дан Высочайший Указ «Об укреплении начал веротерпимости», который, в числе прочего, отменял законодательные ограничения в отношении староверов и в частности гласил: «Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют своё богослужение по старопечатным книгам».

Он дал старообрядцам возможность открыто устраивать крестные ходы, иметь колокольный звон, организовывать общины; легализовалось Белокриницкое согласие. Среди старообрядцев беспоповского толка оформилось поморское согласие.

По переписи 1897 года в Российской империи насчитывалось 2 204 596 старообрядцев, из них в пределах современной России — 1 682 264 человек. Наивысшим удельный вес старообрядческого населения был в Амурской области — 11,89 %. За пределами современной России в 1897 году жило 522 332 старообрядца, из них в Царстве Польском — 9423 (0,1 % всего населения), белорусских и прибалтийских губерниях — 207 009 (1,66 %), украинских губерниях и Бессарабии — 175 733 (0,69 %), в Закавказье — 65 123 (1,32 %), Средней Азии — 65 044 (0,84 %).

Клирик РПСЦ Иоанн Севастьянов полагает «вполне адекватной цифрой на начало XX в. 4-5 млн человек из 125 млн населения Российской империи».

Старообрядческая Россия торжествовала. Император Николай II получал сотни телеграмм с выражением восторженной благодарности за деяние, которое должно было примирить подданных с государственной властью, объединить всех православных людей России, разделенных прежде на два непримиримых стана. Среди этих потоков благодарности можно найти и телеграммы, подписанные руководителями старообрядческих общин Саратова, Вольска, Балакова и Николаевска, других городов Среднего Поволжья, где позиции старообрядчества были укоренены очень прочно.

https://eparhia-saratov.ru/Art...

С начала ХХ века по всей Российской Империи началось массовое строительство старообрядческих храмов. Только старообрядцам Белокрищкого согласия в Москве к началу 1917 года принадлежал 31 храм. Кроме того,  по старому чину церковная служба велась также в древлеправославныx („беглопоповских”), беспоповских и единоверческих храмах. В результате, число церквей и моленных, в которых богослужение велось по дониконианским правилам, приближалось к 50.

Удивительные выкрутасы в поисках виновных в революции

Храм Николы чудотворца, Николо-смоленской общины белокриницкой общины Москвы на Варгунихиной горе. (Смоленская наб). Не сохранился.

В 1913 году, когда праздновалось 300-летие Дома Романовых, в  старообрядческих журналах появились материалы, где Николай Второй сравнивается со святым императором Константином Великим. 

Николай Второй принародно христосовался со старообрядцами как с родными православными людьми. В охране Николая Второго было много казаков-староверов разных согласий так же, как и у его отца. Вспомним, когда был убит император Александр Второй, единственный человек, который погиб вместе с ним, оказался казаком-старообрядцем. Их хоронили в один день.

Наконец, Николай Второй с января 1906 года готовил серьезную реформу церковного устройства, предполагавшую восстановление патриаршества и устранение синодальной власти. С этой целью должны были быть внесены значительные изменения во многие законодательные акты. К числу проблем, которые изучались Предсоборным Присутствием, относился и диалог со старообрядцами.

https://drevo-info.ru/articles...

В частности, VI отдел предсоборного присутствия вынес постановление ходатайствовать перед будущим Поместным Собором, который готовился Николаем Вторым,  о полной отмене анафем на дореформенные церковные чины и православных христиан, их придерживающихся. 

Поместный Собор 1917-1918 годов на основании всех этих подготовительных мероприятий только восстановил патриаршество, а иные реформы в тот период стали невозможными.

Современные иерархи Русской православной старообрядческой церкви подчеркивают безусловное уважение к памяти Николая Второго.

Кстати, и в своей книге Пыжиков приводит множество доказательств верноподданнического отношения к Николаю Второму со стороны старообрядцев. Так что оснований свергать его у старообрядческого православного российского люда не было.

2. Старообрядцы ничего не приобрели от революциии, зато претерпели от советской власти ничуть не меньше, чем РПЦ.

Пыжиков пишет:

«Кстати, в пользу староверческой окраски низов свидетельствуют и факты невиданных гонений на иерархию РПЦ.»

https://www.litmir.me/br/?b=560011&p=128

При этом все эти его утверждения основаны исключительно на примерах из художественных произведений. Однако видные деятели советской власти заявляли совершенно иное: 

«Борьба с кулачеством есть одновременно борьба со старообрядчеством», – писала в одной из своих статей Надежда Крупская.

Факты подтверждают именно её слова, а не изыски Пыжикова.

Журнал «Старообрядец» писал в 1917 году в июньском выпуске: «На нас надвигается великая гроза – атеизм, и уже слышны раскаты гро­ма... Великое преступление будет для пастырей, если они, полу­чив безграничную свободу, окажутся бездеятельны».

Репрессии против старообрядческого духовенства, а также простых староверов носили не менее жестокий характер, чем против Русской православной церкви. У староверов тоже есть свой сонм новомучеников. 

После Октябрьской революции 1917 года Белокриницкий Митрополит Иннокентий открыто и смело выступал против безбожников-большевиков. Он составил молитву об избавлении России. В ней есть такое обращение к Богу:

«Сохрани мир Свой от пагубы воинствующего безбожия. Избавь страну русскую от врагов Твоих, терзающих и убивающих тьмами ни в чем не повинных людей, а наипаче верующих в Тебя. Упокой во царствии Твоем всех умученных оружием и стрелянием, голодом, морозом и иными смертями от человеконенавистных слуг дьявола. Прими оружие и щит и восстань на помощь нашу. Простри нам с высоты славы Твоей руку помощи, укрепи волю и силы наши поразить и низложить зло лютых врагов рода человеческого. И освободи землю нашу от тяжкого ига ненавистного владычества богоборцев». 

Удивительные выкрутасы в поисках виновных в революции

В феврале 1918 года, после издания Декрета о свободе совести, Архиепископ Мелетий незамедлительно обратился к пастве с воззванием против нового закона. Святитель писал: «Под покровом этого декрета враги христианства, находящиеся в большинстве у кормила государственного корабля, безнаказанно могут совершать какие угодно надругательства над христианством и его святыней. Более тяжкого для Церкви Христовой закона не могли придумать даже самые жестокие враги религии и христианства. Это декрет не о свободе совести, а сатанинское издевательство над верующей душой русского народа».

https://history.wikireading.ru/334018

Удивительные выкрутасы в поисках виновных в революции

В 1918 году в Барнауле прошел съезд старообрядцев Белокриницкой Церкви, положивший начало созданию единого фрон­та сибирского старообрядчества против большевицкой диктату­ры. Позднее был создан Центральный исполнительный комитет всех согласий старообрядчества для общего руководства в борь­бе с революцией. В Барнауле стал издаваться журнал «Сибирский старообрядец» с призывами к активной борьбе с революцией (се­рия статей на тему: «Почему необходимо бороться с большевиками»).

http://www.pomor-otvet.ru/?pag...

Как-то незаметно всеобщей радости и ликования староверов по причине победы революции, согласитесь. Да и именовать своих братьев по вере "слугами дьявола" никто не станет.

 Репрессии и гонения за веру не заставили себя долго ждать.

Причем, Митрополит Корнилий так говорит о гонениях на староверов:

"Гонения на старообрядческую Церковь развернулись не в 20-е годы, а еще раньше, в первые же месяцы после революции. Подписанный Лениным 23 января 1918 года Декрет Совета народных комиссаров "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" лишал религиозные объединения права на собственность и образование юридического лица. Особую опасность для старообрядческой Церкви представляла 13-я статья декрета: "Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ. Из 46 официально зарегистрированных старообрядческих храмов и моленных Москвы в 1917 году только 16 представляли собой отдельные здания. Остальные, включая существенное число незарегистрированных моленных и храмов, определялись властями как "домовые", частные, следовательно, подлежащие немедленной ликвидации".

Вот некоторые конкретные примеры репрессий:

13 апреля 1932 года был арестован епископ Викентий. Формулировка его вины напрочь рушит все построения пыжиковых: он был обвинен в «создании и руководстве Северо-Кавказским филиалом Всесоюзной контрреволюционной организации старообрядцев». Якобы на Кавказе он объединял христиан для борьбы против большевиков, подготавливал вооруженное восстание, выведывал советские военные тайны для Румынии, хранил у себя портрет царя Николая II.

Удивительные выкрутасы в поисках виновных в революции

В этот же день в Ленинграде был арестован епископ Геронтий, которого обвинили в «контрреволюционной деятельности».

https://samstar-biblio.ucoz.ru...

Типичными для эпохи были преследование и мученическая кончина епископа Харьковского и Киевского Рафаила (Воропаева)

Удивительные выкрутасы в поисках виновных в революции

Он был арестован 8 октября 1937 года и обвинен в антисоветской деятельности. Всего через несколько дней после начала процесса был вынесен приговор, в котором говорилось, что епископ якобы восхвалял фашистский строй в Германии и "высказывал сожаление по поводу расстрела фашистских шпионов Тухачевского, Якира". 24 октября 1937 года владыка Рафаил был расстрелян.

Один из ближайших сподвижников епископа Рафаила настоятель киевского Успенского храма иерей Феодор Торлин был расстрелян в декабре 1937 года.

В 2001 году Освященный Собор РПСЦ благословил почитание епископа Харьковского и Киевского Рафаила как местночтимого святого.

Также мученический венец приняли епископы Иркутско-Амурский Афанасий (Федотов) и Томский и Алтайский Тихон (Сухов). Из справки КГБ Бурятской АССР от 31 мая 1990 года видно, что владыка Афанасий решением НКВД от 1938 года был приговорен к высшей мере наказания по статье 58 за контрреволюционную агитацию и пропаганду. Приговор был приведен в исполнение 18 апреля 1938 года.

Информационно-издательским отделом Русской православной старообрядческой церкви в 2013 г. была издана книга "Пути Русской Голгофы". Эта книга стала первым опытом издания, посвященного периоду гонений на старообрядчество в XX веке. В книге опубликованы жизнеописания прославленных старообрядческой Церковью подвижников, биографические очерки, статьи, посвященные судьбам храмов и монастырей, воспоминания очевидцев и многие другие материалы, касающиеся темы гонений на старообрядческую Церковь в 30–40-е годы.

Удивительные выкрутасы в поисках виновных в революции

 

Как видим, сами старобрядцы, а также конкретные исторические факты (а не художественная литература) полностью опровергают измышления лауреата гайдаровской премии.

Подробный разбор его нелепиц я решила вынести в отдельную статью. А пока приведу лишь один его тезис, который вообще-то следовало бы "перед прочтением сжечь", если бы работа была действительно плодом глубокого исследования и анализа исторического материала:

"В.Н. Фигнер, активная участница «хождения в народ», вместе со своими товарищами испытала крушение пропагандистских иллюзий. Осознание бесперспективности усилий привело ее к пересмотру жизненных ориентиров уже на основе экономической литературы. А то, от чего пришлось отказаться, познакомившись с политическими и бытовыми реалиями России, Фигнер называет четко и ясно:

«...Для нас, материалистов и атеистов, мир раскольников закрыт, а в смысле протестующей силы безнадежен».

(Фигнер В.Н. Автобиографические очерки. Т. 5. С. 214 // Поли. собр. соч. в 7-ми томах. М., 1932.)  

"Участники революционной борьбы, познавшие горькое разочарование в своем прежнем кумире – расколе, обрели новый источник и начали действовать по другим схемам. Применение этих схем в России явилось задачей целой плеяды деятелей, влившихся в ряды народившейся российской социал-демократии: Г.В. Плеханова, В.И, Ленина, Л. Мартова и др.

У марксистов-материалистов российского разлива тема раскола как союзника по борьбе с самодержавным режимом оказалась на далекой периферии и лишь контурно обозначена в документах и материалах. Как известно, ответственным в партии за работу среди раскольников и сектантов был В.Д. Бонч-Бруевич, фигура не первого ряда".

https://www.litmir.me/br/?b=560011&p=19

В этой длинной цитате из книги Пыжикова прекрасно всё:

- и констатация того факта, что мечты о революционности раскольников рухнули при столкновении с действительностью,

- и рассказ про "другие схемы" революционной борьбы, с потрохами выдающий реальную действительность этой борьбы - использование в своих "схемах" тех или иных слоев населения, у которых есть или предполагается недовольство действующей властью;

- наконец, если за раскольников в большевистской партии отвечала "фигура не первого ряда", о какой решающей роли раскольников в революции вообще можно говорить?

Главное, что характерно для всех этих изысканиях пыжиковых и Ко - это полное отсутствие понимания православного христианства, в котором первым революционером был сатана, а все последующие революционные деятели рассматриваются как его последователи.

Не случайно молитва, составленная Митрополитом Иннокентием в 1917 году, после революции, именует происходящие события "пагубой воинствующего безбожия", а революционеров - "человеконенавистными слугами дьявола".

В июле 2017 года в Казани прошло интересное мероприятие - Всероссийская научно-практическая и богословская конференция с международным участием на тему «Старообрядчество и революция» под эгидой Русской православной старообрядческой церкви. Участвовали в конференции и представители от РПЦ.

Удивительные выкрутасы в поисках виновных в революции

Епископ Казанско-Вятской епархии РПСЦ Евфимий (Дубинов), выступая на этой конференции, сказал:

- Название этого мероприятия — «Старообрядчество и революция». Предлог «и» как бы объединяет все это дело. А я бы назвал это «Революция против старообрядчества» или «Старообрядчество против революции». Это было бы точнее. Я не историк. Но, разговаривая с людьми на местах, в селах, в глубинке, в лесах, услышал, что все говорят, что никакой роли они в революции не играли. Они просто были поставлены перед фактом».

«Старообрядчество и революция — это несовместимые понятия. Старообрядчество — это созидание, революция — это разрушение. Старообрядчество укрепляет души людей, революция вводит в души мятеж. Старообрядчество спасает, революция губит», — разъяснил епископ.

Предстоятель РПСЦ Преосвященнейший Митрополит Корнилий процитировал в своём выступлении стихотворение  Марины Цветаевой:  «Мракобесие. — Смерч. — Содом...» По его мнению, эти строчки великой русской поэтессы точнее всего описывают события 17-го года.

https://www.business-gazeta.ru...

Как видим, оценка пыжиковским историческим изысканиям дана принципиальная и жесткая. Однако есть необходимость более подробно рассмотреть, как и каким образом создавал Пыжиков своё "историческое открытие".

Об этом поговорим в отдельной статье. 

Статья эта: "Премия имени Егора Гайдара "знатоку" Православия - для чего?"

https://cont.ws/@prikhojanka/1...

Использованы источники:

https://starove.ru/anons/svezhaya-lozh-russkaya-revolyutsiya...

https://starove.ru/izbran/istoriya-bolshevizma-v-perevode-go...

http://rpsc.ru/publications/repression/voloskova_repressii/

https://sobory.ru/oldbelief/

https://navigator.starove.ru/tserkvi/staroobryadcheskaya-tse...

https://cyberleninka.ru/article/n/staroobryadchestvo-kurskog...

https://www.bogorodsk-noginsk.ru/starover/20141124.html

https://ruskline.ru/news_rl/2017/11/18/ideologicheskaya_dive...

Ссылка на первоисточник

Картина дня

))}
Loading...
наверх