Необычная история

31 387 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Романченко
    "...центром Западной Европы в поздней Античности была Русь (Вагрия), а ее периферией – Порусье. Усилиями нескольки...История Острова Р...
  • Александр Романченко
    "...Конечно, объективности от этих авторов ожидать не приходится. Славянских воинов-мореходов оба рассматривали как г...История Острова Р...
  • Владимир Морж
    В том-то и дело. Финляндия ориентировалась на Германию (автор это пишет, кстати), поэтому её надо было "остудить".Решимость Финлянд...

История Острова Русов. ГОРОД РЕТРА.

История Острова Русов. ГОРОД РЕТРА.

(История прочитанная В.А. Чудиновым под микроскопом.)

ВАРЯЖСКАЯ РУСЬ – ВАГРИЯ. РЕЗУЛЬТАТЫ ЧТЕНИЯ ТЕКСТОВ ПРОФЕССОРОМ В.А. ЧУДИНОВЫМ. ГОРОД РЕТРА.

№ 66. Анализ второй заставки. На второй заставке (рис. 157), также обращая в цвете первые три верхние арки рисунка, можно прочитать уже несколько иной текст: 

В РЕТРЕ МОСКВА КНЯЖИЛА ВОЛЬНО. СЛИШКОМ КНЯЗЬЯ МОСКВЫ ЗВЕРСКИ ЛОВКО ХРАМ РАДЕГАСТА-РОДА ОБОКРАЛИ. ВАРЯГИ К ХРАМУ СУМКИ ТЯНУЛИ. СИМ ТАКОЖ КРИКИ КУ-КУ КРИЧАЛИ КАХАНУ РУСИ. ХРАМ РОДА УМЕР КАК ХРАМ. СЕ РЕТРСКИЯ РУНЫ НА ЛИКЪ МОСКВЫ МАШ ВНЕС. ОН ПРИНЯЛ ИХ ЗА ПРИЛЬВИЦКИЕ.

 Ридегост (лат. Rethra) — древний славянский город-крепость, а также религиозный центр — место расположения языческого храма бога Радегаста, пребывания оракулов, проведения религиозных обрядов. Располагался в землях одного из племен полабских славянратарей.

История Острова Русов. ГОРОД РЕТРА.

Радегаст-Сварожич. Современное изображение.

Согласно Гельмольду фон Бозау, город стоял на острове посреди глубокого озера, с противоположным берегом был соединен бревенчатым мостом:

«За медленно текущей Одрой и разными племенами поморян, на западе мы встречаем страну тех винулов, которые называются доленчанами и ратарями. „Их город повсюду известен, Ретра, центр идолопоклонства.

Здесь выстроен большой храм для богов. Главный из них — Редегаст. Идол его сделан из золота, ложе из пурпура. В этом городе девять ворот, и со всех сторон он окружен глубоким озером. Для перехода служит деревянный мост, но путь по нему открыт только для приносящих жертвы и испрашивающих ответы“…»

Титмар Мерзебургский в своей Хронике, кн. VI, упоминает «в округе ратарей некий город под названием Ридегост» (ПитерПост), который обычно отождествляют с Ретрой. (Петра)

«… В городе нет ничего, кроме искусно сооружённого из дерева святилища, основанием которого служат рога различных животных. Снаружи, как это можно видеть, стены его украшают искусно вырезанные изображения различных богов и богинь. Внутри же стоят изготовленные вручную идолы, каждый с вырезанным именем, обряженные в шлемы и латы, что придаёт им страшный вид. Главный из них зовётся Сварожич (Zuarasici); все язычники уважают и почитают его больше, чем остальных. Знамёна их также никогда не выносятся оттуда, за исключением разве что военной необходимости; причём вынести их могут только пешие воины.»

Когда существовал Русский каганат?
Существование Русского каганата признают многие историки. И хотя у нас мало источников, но археологические изыскания все же могут пролить свет на то, что же это было за государство — Русский каганат.
Русский каганат — гипотетическое государственное образование народа русь (русов), хронологически предшествовавшее Киевской Руси. В ряде источников IX века правитель руси назывался каганом (хаканом). Самое раннее сообщение об этом относится к 839 году, когда, согласно древнерусским летописям, ещё не существовало варяжских княжеств в Новгороде и Киеве. Каган — тюркский титул, который носили верховные правители кочевых империй. Вероятнее всего, русь могла заимствовать его у хазар. В источниках X века титул по отношению к правителям Руси (Древнерусского государства) не применяется, что может свидетельствовать о том, что он вышел из употребления. Однако он появляется в ряде древнерусских текстов XI—XII веков применительно к киевским князьям. Полагают, что в это время он использовался неофициально, как панегирик, так как не являлся христианским.

Общепринятого взгляда на историю Русского каганата не существует по причине недостатка источников. Время его возникновения может быть определено только гипотетически. Гипотетическим является и отождествление его с каким-либо из «суперсоюзов» восточнославянских племён. Большинство исследователей считает, что в своём первоначальном виде Русский каганат мог существовать до 2-й половины или конца IX века, затем уступив место объединениям, описанным в русских летописях.

Термин «Русский каганат» («русский хаганат») был введён в научный оборот С. А. Гедеоновым в 1862 году.

Когда существовал Русский каганат

Большинство наших источников о начале русской истории написано много лет спустя после событий. Та же Повесть Временных Лет — произведение века XII (а ее предшественница, до нас не дошедшая, была создана около 997 года). Начало же истории нашего Отечества традиционно относится к IX веку.
Здесь возникает вопрос: насколько можно доверять текстам, записанным 200 лет спустя после событий?

Поэтому вдвойне ценны источники, созданные одновременно с происходящими событиями. Одну из таких записей в 839 году в империи Людовика Благочестивого и сделал франкский епископ-хронист Пруденций. В ней говорилось, что вместе с послами от императора Византии Феофила прибыли и послы, называвшие себя росами.
Правитель же их носил титул кагана. Через несколько лет, титул кагана опять будут обсуждать на Западе правители двух сильнейших государств — Западно-франкского королевства и Византии. Франки знали только кагана аваров, а вот византийский император (письмо которого до нас не дошло) какого-то другого.
Более подробно о кагане русов пишут восточные географы, однако их сведения невозможно датировать точно: если у географа не было современных сведений, он мог легко вставить в рассказ описание столетней давности. Таким образом, точно можно сказать, что в 830-е годы на территории юго-востока современной Украины и Белгородской, Воронежской и Курской областей, существовал некий каганат русов. Об этом сообщает русский историк Георгий Владимирович Вернадский.

 

 Итак, Варяжской Русью в те дни правил каган, москвичи являлись в то же время и варягами, переехав в Вагрию, кагана они не боялись, равно как и мести бога Рода, и обокрали храм.

ВАРЯЖСКАЯ РУСЬ – ВАГРИЯ. РЕЗУЛЬТАТЫ ЧТЕНИЯ ТЕКСТОВ ПРОФЕССОРОМ В.А. ЧУДИНОВЫМ. РЕТРА.

nap1000.livejournal.comРадегаст. Только факты.: nap1000 — LiveJournal

 
ВАРЯЖСКАЯ РУСЬ – ВАГРИЯ. РЕЗУЛЬТАТЫ ЧТЕНИЯ ТЕКСТОВ ПРОФЕССОРОМ В.А. ЧУДИНОВЫМ. РЕТРА.
 
Рис. 157. Мое чтение второй заставки из книги Маша
 

Можно ли допустить такой сценарий? Зная характер моих сегодняшних соотечественников, в принципе, можно. Вместе с тем автор заставки, будучи немцем, но владея русским языком в совершенстве (чего нельзя было сказать о Маше), тем не менее вину за разграбление Ретры сваливает на москвичей. Однако древности Ретры все-таки найдены! А прятать наиболее ценные вещи, то есть закапывать, было обычным делом перед вражеским нашествием, но не перед приходом единоверцев.

Таким образом, уничтожение Ретры лежало на совести германцев. Данный же текст можно понимать как реабилитацию германцев и перекладывание вины за уничтожение храма с германцев на русских. С подобной позицией мы хорошо знакомы по германской версии русского Средневековья.

Таким образом, художник-оформитель, продемонстрировав в первой заставке свою любовь к русскому прошлому, здесь обнаруживает неприязнь к Москве. Что удивляет, так это знание немцами еще в XVIII в. того, что храмы Ретры были управляемы князьями Москвы – и это незадолго до нашествия саксов. Меня подобная информация радует, ибо при моем исследовании различных изображений храмов Арконы на острове Рюгене выяснилось, что и там костяк жителей составляли москвичи. Таким образом, как в Арконе, так и в Ретре проживали не просто славяне, но именно русские, и не просто русские, а москвичи. Так что хотя Москва считается основанной в 1147 г. (по упоминанию встречи Юрия Долгорукого с купцом Кучкой), но в том же XII в. (возможно, еще до этой встречи князя и купца) она уже управляла и Руяном (Рюгеном), и Ретрой.

Хочу обратить внимание читателя и на то, что моя мысль, что Радегаст есть буквально «дух Рода», то есть что Радегаст – это просто иное название Рода, здесь подтверждена дважды: во-первых, храм назван «храмом Радегаста-Рода» и, во-вторых, говорится, что «храм Рода умер». Так что храм принадлежал все-таки Роду.

Заметим, что в Варяжской Руси правил не князь, а каган, и, по мнению художника-оформителя, храм Радегаста-Рода представлял интерес в плане его очищения от ценностей не только для москвичей, но и для варягов из Вагрии, хотя варяги это делали тайком от своего кагана (говоря ему «ку-ку» – так обычно приговаривают дети при игре в прятки). Возможно, однако, что художник делает неверные выводы и что перед вражеским нашествием жрецы храма Рода стремились раздать населению часть богослужебных предметов для их сохранения после вражеского нашествия.

Вместе с тем становится понятным и еще один резон, в какой лжи пытался уличить племянник дядю: из гравюр следовало, что сокровища Ретры все-таки оставались на своих местах до вторжения германцев. А племянник-художник был убежден, что храм Ретры прекратил свое существование после набега москвичей и варягов. Таким образом, сокровища Ретры нуждаются еще в одной реабилитации, на сей раз в подозрении, что они были похищены варягами из Русского каганата и москвичами из Ретры. Однако данная надпись дает повод для мысли о том, что все-таки наиболее дорогие предметы были переданы на хранение населению (художник-оформитель посчитал это воровством). Тогда можно понять, почему сохранившиеся фигурки содержат весьма небольшие примеси драгоценных металлов, золота и серебра, – это то малоценное, что было оставлено в храме, подверглось пожару во время нашествия саксов и потом было захоронено в двух больших чанах.

Между тем и Воген, не обнаруживший славянские надписи протокириллицей, и его племянник, вписавший собственные надписи протокириллицей в заставки, прекрасно владели русским языком и письменностью на протокириллице (на рунах Рода). Об этом их умении совершенно не подозревал автор текста А. Г. Маш, который использовал опыт славянина Лето-хлеба, но не их. О том, что граверы и художники-оформители книг умели вписывать надписи в рисунки, я знал из многих других источников. Именно поэтому я решил проанализировать заставки. Более того, из текста заставок следует, что художники передавали друг другу рассказы о Ретре в гораздо большем объеме, чем это было известно науке того времени. Таким образом, заставки оказались весьма информативными.

Однако два последних предложения весьма интересны. Под

ЛИКОМ МОСКВЫ,

вероятно, понимались храмы Ретры; а под

РЕТРСКИМИ РУНАМИ –

руны Одина, то есть германский футарк. Утверждая, что

РЕТРСКИЕ РУНЫ НА ЛИК МОСКВЫ ВНЕС МАШ,

племянник Вогена обвиняет именно Маша в том, что он приписал москвичам из Ретры письмо германскими рунами. Иными словами, хотя их в Ретре и употребляли, но исключительно для того, чтобы немцы знали название славянских богов (к этому выводу я пришел еще до чтения надписей племянника Вогена). Для внутреннего употребления использовались

ПРИЛЬВИЦКИЕ РУНЫ,

то есть протокириллица. Так что наши мнения, то есть мое и племянника Вогена, совпали: Маш отчасти по неведению (он не был профессиональным эпиграфистом), отчасти исходя из неверной установки (вендов, жителей Ретры, он понимал как одно из германских племен) принял германские надписи за единственные на богослужебных предметах Ретры и тем самым ввел научную общественность в невольный обман. На самом же деле прильвицкие руны были самой обычной русской письменностью.

Теперь посмотрим на вторую заставку. На ней изображен тот же ландшафт, однако с точки, расположенной много правее и ближе к Ретре, чем на первой заставке. Видна городская стена, две башни по бокам и три храма со шпилями. Стало быть, в Ретре располагался не один храм, а целых три.

№ 67. Третья заставка.

 В книге А. Г. Маша имелась и еще одна, третья заставка (П. В. Тулаев ее не воспроизвел в русском варианте издания), на которой также читаются надписи (рис. 158).

 
ВАРЯЖСКАЯ РУСЬ – ВАГРИЯ. РЕЗУЛЬТАТЫ ЧТЕНИЯ ТЕКСТОВ ПРОФЕССОРОМ В.А. ЧУДИНОВЫМ. РЕТРА.
 
Рис. 158. Мое чтение третьей заставки из книги Маша
 

Так, нижний левый угол «рамочки» содержит надпись 

РЕТРА,

на отрезке дуги правее (выпуклостью наружу) начертаны слова 

ХРАМ РАДЕГАСТА.

На аналогичном отрезке дуги справа можно прочитать слова ХРАМ СВАРОЖИЧА. Как я понимаю, здесь перечисляются храмы Ретры, однако вместо них нарисованы реалии XVIII в. – дворцовые постройки, мужчина в камзоле и женщина, одетая по моде того времени. За ее спиной читается надпись 

ХРАМ МАКАЖИ,

однако, как я полагаю, он уже не относится к Ретре; в правом нижнем углу читаются слова 

ЯРА РУСЬ,

таким образом, этот храм размещался не в Ретре. А в Ретре размещались три вышеназванных храма, подтверждение чему три шпиля на ландшафте внутри второй заставки.

Что же касается храма Сварожича, то А. С. Фаминцын (1884), опираясь на германские источники, писал: 

«Дитмар, живший на исходе X и в начале XI в., говорит, что главнейшим божеством Ретрского храма, между многочисленными стоявшими в нем идолами был Сварожич». 

Предполагаю, однако, что Дитмар ошибся: в храме Радегаста основным божеством был Род, тогда как в храме Сварожича – Сварожич. Иными словами, судя по третьей заставке, в Ретре было два храма: храм Радегаста (Рода) и храм Сварожича.

На центральной тумбе заставки между мужчиной и женщиной снизу вверх написано слово 

РАТЕГАСТ,

тогда как на основании начертано плохо читаемое слово 

ПОДАГА,

которое я не стал приводить в расшифровке. Возможно, что это – третий храм, подчинявшемся храму Радегаста, и в то же время храм Подаги. Он располагался в центре и был маленьким (судя по размерам дворца и данного предмета), а далеко за ними, вне Ретры, находился храм Макоши.

104

Картина дня

наверх