Необычная история

31 394 подписчика

Свежие комментарии

  • Александр Романченко
    "...Вопрос, являющийся заголовком статьи, большинству читателей наверняка покажется риторическим. Конечно же его приз...Где правил Рюрик ...
  • игорь рыбаков
    Бред...Евдокия Лопухина:...
  • Андрей Балашов
    И я не стал забивать себе голову подобной чушью...Не путайте язычес...

Верхом на Драккаре: эволюция знаменитого судна

Верхом на Драккаре: эволюция знаменитого судна

Верхом на Драккаре: эволюция знаменитого судна

Понравилась перепалка под одной статьей канала, где два довольно тонких знатока происхождения «северных народов» (скандинавов в частности) мореманские баталии устроили. Что такое «северные народы» Скандинавии, «драккар» и откель это всё взялось на головы человечества. Хлопнув по гулкому лбу, припомнил: подробно в такие споры не ввязывался. Только «напёрстки» провокационные двигал. Буду исправляться сегодня. Но сначала пара слов о…

Появление пиратов…

До почти конца XIX века викингов считали дикими варварами. Куда худшими, нежели вандалы с готам, которые устроили знатный грабёж и резню позднему античному миру. Потом они стали страшными еретиками, в эпоху Ренессанса — непобедимыми строителями морских держав. Наконец, завершив эволюцию в сознании просвещенной интеллигенции второй половины ХХ века, — обычным образом рядового народа.

Который в непростых условиях выживания имел вполне мирные занятия, иногда отряжая лучших сынов своих приобрести мечом добавочный продукт соседей. «Северные народы» развивались собственным путём. Владели уникальными ремеслами и структурой общества, вели рискованную торговлю и добычу полезных ресурсов, помешаны были на географических открытиях.

Любому исследователю-милитаристу наиболее интересна эпоха норманнских вторжений и завоеваний. Но это был пик нескольких веков общественного и политического развития, именно так сформировавших скандинавское агрессивное общество мира «викингов». Они упали на головы тоже далеко не безобидных европцев в конце VIII века. Что странно — до мокрых портов напугав почти все страны. Дело пахнет какой-то пропагандой, понятное дело…

Верхом на Драккаре: эволюция знаменитого судна
(Иллюстрация из открытых источников)

Но исторические источники бесстрастны. До первых налётов о морских разбойниках почти ничего не знали, ими не интересовались. Географическая удалённость? Вряд ли. Скорее всего — глубокое культурное отторжение цивилизованного римского мира с классическим эллинским воспитанием и образованием. Что за границами государственными… то «варвары и дикари». И нечего там изучать. Ещё съедят…

Этот стереотип сохранился до христианской эпохи, дополнительно навесив скандинавам-варварам — проклятие «неискоренимых язычников». Письменная культура северных широт полноценно сформировалась только после принятия христианства, на излёте эпохи викингов. Поэтому доисторический период Скандинавии получился долгим, построенным на скудной археологии и богатых туманом сказаниях.

Предками викингов

были, если честно, — очень странные земледельцы. Любители попутешествовать и рискнуть. Появившиеся в Скандинавии около 6000 лет назад. Довольно быстро научившие здешних охотников-собирателей жить по-новому, попросту их ассимилировав. Наиболее воинственных — вытеснив в холодные пределы. Пришельцы-аграрии отнесены к культуре «шнуровой керамики», названной по традиции украшения глиняной посуды орнаментами в виде плетеного шнура (отпечатывали в сырой еще глине). Маршрут тоже понятен — пришли из лесов Северо-Германской низменности.

Верхом на Драккаре: эволюция знаменитого судна
(Иллюстрация из открытых источников)

Но это не точно. Невозможно доподлинно соотнести культуру «шнуровой керамики» с областями начального распространения германских, славянских и балтийских языков. Пока доминирует версия: первые оседлые скандинавы уже говорили на многих наречиях. Из которых потом появились современные скандинавские. Принадлежащие (наряду с немецким, английским, голландским и фризским) — к германской языковой семье.

Генетика тоже мычит и кивает на несомненное родство современных датчан, норвежцев и шведов с северными немцами. Поди разберись… кто тут и откуда. И сверху. Никаких свидетельств сколько-нибудь массовых миграций в Скандинавию не зафиксировано. «Северные земли» наоборот — стали исправными экспортерами излишков населения. Не всегда мирного.

Наибольший миграционный всплеск зафиксирован во втором столетии доисторического времени. Когда широкая доступность железа сделала сельское хозяйство и демографию более продуктивными. Что явно потянуло за собой социальную напряженность. Толкнуло из Скандинавии первую (из многих в её истории) миграционную волну. Около 120 годов до н.э. из Северной Ютландии вышли кимвры и тевтоны.

Верхом на Драккаре: эволюция знаменитого судна
(Иллюстрация из открытых источников)

Движение отмечено кровавыми набегами в земли Центральной и Западной Европы. В 102 году до н.э. жаждущие новых территорий, объявились на границах Италии. Там их с большими трудностями извели под корень римляне. Первый блин вышел комом, но многие из германских племён, ронявшие в V веке Римскую Империю были уверены, что имеют скандинавские корни.

Готы говорили: они происходят из Геталанда на юге Швеции; бургунды — с острова Бургундархольм (сейчас датский Борнхольм); вандалы — из Ютландии. Это вопрос дискуссионный, но совершенно точно из Ютландии вышли англы и юты. Потом вместе с саксами захватив Британию. Готский историк Иордан в VI веке назвал Скандзу (Скандию) — колыбелью народов. Уж слишком многие племена считали её своей родиной. Хотя Скандинавией это место назвать… слишком смело.

Верхом на Драккаре: эволюция знаменитого судна
(Иллюстрация из открытых источников)

Не то янтарный, не то бронзовый век.

Он просматривается около 1800 годов. до н.э. вполне обыденно. Хоть наступил в Скандинавии чуть позже, чем в остальном мире. Не везде, кстати. Причина понятна: этот хитрый сплав меди и олова не мог самостоятельно родиться в Скандинавии, нет руд таких в открытом древнем доступе. Богатые залежи «купрума» в Швеции открыли только в Средневековье. До тех пор «северные народы» целиком зависели от импорта. Сначала возили готовую продукцию. Потом очень неплохо освоили самостоятельное искусство бронзового литья.

Интересна версия, что первым массовым экспортным товаром скандинавов стал… янтарь. Который наводнил Европы и дал старт производству собственной бронзы в северных широтах. Процессы были прямо взаимосвязаны. Тут же появляется расслоение общества, редкие и особенные захоронения. Где немало ценных предметов, скрытых массивными погребальными курганами.

Некоторые историки вполне доказательно утверждают — появилась первая «бронзовая знать». Которая монополизировала экспорт янтаря и местное производства драгоценного сплава. Очень быстро подняв свой статус на контроле товарных потоков. В наиболее плодородных областях (юг Скандинавии) хутора стали объединяться в небольшие деревни. Появились многочисленные «короли». Правда без особых или исключительных прав, в земельке ковырялись наравне со всеми. В Норвегии и большей части Швеции рассеянный тип мелких поселений стал исчезать только после эпохи викингов.

Именно с бронзовым веком связан первый ложный стереотип о норманнах, оснащённых «рогатыми шлемами». Эти вредные в бою (на море особенно) приспособления были лишь символами статуса. Как некоторое оружие, украшения, бритвы, луры (рога-сосуды), фрагменты для культовых колесниц. Хотя четырёхколесную телегу из датского Трундхольма и нарекли «Солнечной повозкой»… но выглядит средство передвижение так себе. С практической и военной точки зрения. Из той же оперы заблуждений и «рогатые шлемы», неверно датированные антикварами XIX века.

Верхом на Драккаре: эволюция знаменитого судна
(Иллюстрация из открытых источников)
Верхом на Драккаре: эволюция знаменитого судна
(Иллюстрация из открытых источников)

Теперь немного «напёрсток» наполним. Мало понятно, за счёт чего ранняя знать Скандинавии двинулась в сторону военно-морского господства. Условия не очень располагали вообще-то. Морально и этически попав в разряд «отщепенцев» среди собственного народа. С ними мирились, но держали в жёсткой узде бесчисленных законов. Очень приветствуя, если «морские короли» жили подальше от приличных мирных людей. Постоянно грозя всеобщей «кровной местью» за разухабистое поведение. Дело… в янтаре, скорее всего.

Эта мысль появляется, сравнивая погребальную археологию. Янтарные украшения и поделки — непременный атрибут среди посмертных даров в скандинавских могилах каменного века. Как по мановению руки жадного ювелира — исчезают в бронзовом. Став атрибутом редких, очень богатых курганных могил.

Судя по всему, некоторые общины морского побережья объявляли весь выброшенный на берег янтарь — своей собственностью. Силой и угрозами контролировали его оборот. Таким образом, взяв под полный контроль экспорт. Взамен привозя драгоценные слитки меди и олова для производства бронзы…

Верхом на Драккаре: эволюция знаменитого судна
(Иллюстрация из открытых источников)

Каменная история.

Тоже вопрос дискуссионный, но именно в бронзовом веке (1800-500 гг. до н.э.) часть жителей Скандинавии становятся прямо-таки фанатами религиозными. Мореплавания. Точно известно: останков судов той эпохи не найдено. Но… их изображения можно посмотреть сегодня. Посудины высечены на скалах, гравированы на бронзовых сосудах и бритвах. Особый раздел археологии — каменные ладьи. Погребальные сооружения из крупных камней, схематично обозначающие корпус корабля.

Обычно это высокие стелы, намечавшие расположение носа и кормы. Реже — высокие камни, говорящие о наличие мачты. Длина таких «каменных ладей» варьируется крайне широко: от двух до шестнадцати метров. Самая внушительная (но и наиболее разрушенная) — ладья в Йеллинге. Длинной около 335 метров. Известно и паспортизировано почти две тысячи таких объектов.

Верхом на Драккаре: эволюция знаменитого судна
(Иллюстрация из открытых источников)

Первые датируются второй половиной бронзового века, бросать их строить скандинавы не думали без малого 2000 лет, вплоть до окончания эпохи завоеваний викингов. Многие разобраны на стройматериал тамошними декханами. Потом это стало практикой погребения в настоящих кораблях. Но это мало интересно, если честно.

Куда любопытнее многочисленные «петроглифы», изображающие большие «каноэ», предвестники драккаров. На них передвигаются все: воины с копьями и топорами, мирный народ с повозками, животные и солнечные диски. Эти кораблики всегда имеют выгнутые нос и корму, но деталей конструкции… увы.

Верхом на Драккаре: эволюция знаменитого судна
(Иллюстрация из открытых источников)

Повелители моря.

Важнейшая археологическая находка Скандинавии эпохи раннего железного века — военно-морская, почти полностью сохранившийся предшественник драккара. Он современник «плавания Пифея», древнегреческого купца и географа (ок. 310 гг. до нашей эры). «Боевое каноэ» и оружейный клад были обнаружены в болоте близ Хьортспринга, датский остров Альс. Судно признано древнейшей дощатой ладьей Скандинавии, «папой» знаменитых драккаров.

У ладьи из Хьортспринга хорошо узнаваемые (по петроглифам бронзового века) выгнутые и поднятые нос с кормой. Судя по всему — это образец давно применяемой технологии. Семнадцать метров длинны, 1.8 метра ширины, построена из пять липовых досок: широкая является днищем, по две доски внахлест — борта. Этот метод сборки называют «клинкер». Корпус норманнского драккара будет строиться точно так же. Венчают ладью две резные балки, штевни. Для чего предназначались выступающие изогнутые «клювы», которые толком не сохранились, — неизвестно. Милости прошу кораблестроителей в комментарии…

Верхом на Драккаре: эволюция знаменитого судна
(Иллюстрация из открытых источников)

Одни говорят — это такие «боевые зацепы». Перед столкновением с противником нос кораблика резким толчком команды вниз — притапливали. А потом переворачивали более лёгкие посудины врага. Сомнительно, но всякое быть может. Лично думаю: это такой реликт скандинавской кораблестроительной традиции. Его назначение — какое-то религиозное, для устрашения морских стихий или недругов. Потому что, на драккарах норманнов впоследствии появились резные устрашающие головы всякой нечисти.

При постройке ладьи не применялись металлические детали: доски скреплены и привязаны к ребрам каркаса шнурами из липового лыка. Гребцов на ладье было 20, они компактно размещались на уровне фальшборта. Рулевых вёсел было два (на носу и корме), ладья одинаково бойко ходила в обе стороны. Очень удобно для морских налётов: не нужно забивать голову разворотами на мелководье после высадки.

Ладья максимально облегчена, ничего лишнего. Видимо, это такая концепция. Ходовые испытания точной реплики показали: судно очень стремительно в спокойных водах фьордов, достаточно остойчиво в Северном море, но Балтика (с ее «рваной» волной) — не самое лучшее для мореходных качеств «боевого каноэ».

Верхом на Драккаре: эволюция знаменитого судна
(Иллюстрация из открытых источников)

Вместе с ладьей в болоте затопили оружие на приличную такую армию морского набега: 138 копий с железными наконечниками, 31 копье с роговыми и костяными наконечниками, 11 железных мечей, 80 щитов и около 20 кольчуг. За исключением одной, они сохранились лишь ржавыми отпечатками в торфе. Оружия в кладе вполне хватает, чтобы полноценно экипировать 80 воинов. Из погребения извлекли еще части бронзового котла, кости лошади, собаки и щенка, ягнёнка и телёнка.

Верхом на Драккаре: эволюция знаменитого судна
(Иллюстрация из открытых источников)

Вне всякого сомнения, хьортспрингский клад — самый ранний, полностью понятный обряд приношения в жертву военных трофеев. В начале железного века это было стандартной практикой в Скандинавии и на побережье Северной Германии. Но масштаб впечатляет, явно указывая на какое-то знаковое и крупное сражение.

Ладья и оружие явно принадлежали крупному отряду морских пиратов, очень неудачно решившему обчистить до нитки датский остров Альс. Но местные справились… Принеся благодарственные жертвы за победу. Пострадали экипажи, по меньшей мере, четырех «боевых каноэ».

Верхом на Драккаре: эволюция знаменитого судна
(Иллюстрация из открытых источников)

Эволюция…

Самое важное «милитаристическое» жертвоприношение — это, несомненно, Нюдамское болото на юге Ютландии. Периода римского железного века. Сегодня оно расположено чуть севернее датско-немецкой границы. Но в интересующее нас время там были спорные земли. Германское племя англов довольно успешно отмахивались от соседей.

Сейчас Нюдамское болото — сырой луг, во времена римлян было глухим камышовым озером. В первой трети XIX века местные крестьяне добывали там торф, регулярно находя старинное железное оружие и щиты. Находки попали в поле зрения антикваров, с 1859 по 1863 года вглубь болота зарылся датский археолог Конрад Энгельхардт. Оружейные артефакты стали малоинтересны после обнаружения двух целых ладей.

Корпуса были собраны внахлест досками. Один — дубовыми, второй — сосновыми. Еще одну дубовую ладью перед затоплением полностью разломали. Раскопки остановила в 1864 году война между Данией и Пруссией. Немцы растащили на дрова почти всё дерево на месте исследований. Возобновились работы только в конце ХХ века, принеся несколько тысяч артефактов.

Наука дендрохронология (исследование годовых колец в старых образцах древесины) датировала постройку дубовой ладьи 310-320 годами нового времени. К моменту намеренного её уничтожения это было довольно старое судно, как минимум тридцатилетнего возраста. Самая крупная из двух ладей, дубовая, имела 21 метр в длину и почти четыре — в ширину. Вмещал кораблик минимум 30 гребцов экипажа. Имел ярко выраженные острые нос и корму, с высокими косыми штевнями. Маневрировали норманны «свободным» рулевым веслом, которое не было жёстко закреплено.

Верхом на Драккаре: эволюция знаменитого судна
(Иллюстрация из открытых источников)

Как у хьортспрингской ладьи бронзового века, обшивка тут тоже собрана внахлест, но доски сбиты железными гвоздями с загнутыми концами, а не прикручены шнурами липового лыка. Но этот метод крепления применили к креплению внутреннего каркаса — к обшивке. Гнезда для мачты в дубовой ладье не нашли. Корабль не имел паруса. Рисунки сосновой ладьи датчанина Энгельхардта показали: длинной судно было 18 с половиной метров, три метра в ширину, вмещало 22-24 гребца. Признаков мачты тоже нет.

Археологи раскопали в болоте фрагменты рулевого весла. Оно было уже жёстко соединенное с бортом деревянным штырём. Что-то очень знакомое, именно так строили норманнские драккары всю эпоху викингов. Рулевое весло всегда стояло по правому борту, называлось «старборд» (старонорвежское styri — руль, bor — борт). Найденный в сосновой ладье щит был сделан из дерева, срубленного в 296 году. Так что «жертвоприношение ладьи» датировали началом IV века.

Верхом на Драккаре: эволюция знаменитого судна
(Иллюстрация из открытых источников)

Выводы…

По двум неподалеку расположенным корабельным артефактам (болото Нюдама отстоит от Хьортспринга на 20 миль) можно сказать о серьёзной эволюции военно-морского дела скандинавов. Железный век показал переход — к рулевому веслу с уключиной. Вроде бы мелочь, но не вздумайте сказать так в обществе мореманов-милитаристов. Утопят.

В морском сражении удобнее грести лицом вперёд: команда видит курс, держит в поле зрения врага, быстрее и точнее подходит к берегу. При гребле с уключинами «спиной вперед» другое преимущество: эффективнее расходуется энергия гребцов. Переход на такую технологию кратно увеличил дальность плавания. Сосновая ладья болота Нюдама — родом из шведских лесов, кстати.

На третий век новой эры юг Скандинавии ещё не знал строевого соснового леса, да и орнаменты досок лодки — копии со шведских камней того же периода. Момент перехода на жёстко закреплённое рулевое весло точно не известен. Самая ранняя находка «уключин» — артефакт из болота Хурдаланн (Норвегия), датированный промежутком между 30 годом до н.э. — 250 годом РХ.

Верхом на Драккаре: эволюция знаменитого судна
(Иллюстрация из открытых источников)

А как же знаменитые паруса викингов? Вот тут можем спорить в комментариях хоть до морковкиного заговенья. Научные сведения туманны, спорны, скудны. Кельтские народы Галлии, Британии и Ирландии определённо ходили под парусом ещё до римлян. Тацит в своей «Истории» сообщает: германцы побережья Северного моря применяли парусные суда в войнах против Рима (I век новой эры). В другом трактате «Германия» уже пишет: свионы (шведы) не знали паруса и уключин.

Обе нюдамские ладьи железного века — переходный этап кораблестроения. Имели уключины, но ходили без парусов. И это во времена, когда южные соседи англов — саксы, на примитивных парусниках вовсю бороздили воды вокруг римской Британии. Это точно известно по их кровавым жертвоприношениям римских пленников. Которых убивали на берегу перед отплытием, на «счастливую дорожку» и попутный ветер.

Так что спорщикам из комментариев могу сказать уверено: в IV веке скандинавы точно знали о парусах. Тем более, многие «северяне» наёмничали на римском флоте. Парусно-весельном. Однако самое раннее и бесспорное указание на применение паруса в Скандинавии относится к VII веку. Это рассказал «камень из Карлби», с восточного побережья Ютландии. Вот там вырезан корабль типа нюдамского. Настоящий драккар, идущий под парусом.

Верхом на Драккаре: эволюция знаменитого судна
(Иллюстрация из открытых источников)

Картина дня

наверх